Алла Каскевич
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Окружающий нас мир существует во времени. Время, как и пространство, является универсальной, базисной категорией в познании ребенком окружающих его людей и вещей. С момента рождения он ориентируется во времени посредством чередования биологических ритмов своей жизни: смена сна и бодрствования, время кормления и т. п., которые регулируются социальной средой.
Публикация «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят : «Если время есть, покажи мне его». Поэтому в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.
Цель работы сформировать временные понятия детей старшего возраста с помощью дидактических игр.
Чтобы достичь поставленной цели нам необходимо решить ряд задач. Закрепить знания названиях дней недели, временах года, времени суток и их последовательности. Освоить такие понятия, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т. п., этому способствует развитие речи, мышление, осознание событий.
Игры и упражнения в игровой форме широко используются для развития у детей различных представлений о времени. Среди них есть игры дидактические (сложные, настольно-печатные, с предметами, подвижные; игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-путешествия и т. д. Словесные дидактические игры и упражнения часто заключаются в следующем:
– в названии детьми пропущенного слова и (или) окончанием предложения («мы завтракаем утром, а обедаем?.», «мы пойдем в парк?.», «мы возвращаемся домой из детского сада?.», «Солнышко светит днем, а луна?.» И т. д.); в придумывании предложения с заданным словом («Я гуляю днем», «Ночью я сплю»);
- в перечислении различных определений («Какая бывает осень?» - «Грустная, золотая, дождливая, холодная и т. д.»);
- в нахождении общего понятия (год) к частным (зима, весна, лето, осень);
- в определении, о каком времени (настоящем, прошедшем или будущем) идет речь, например – «Подрасту еще немного, стану в школу я ходить» (будет, «Скоро-скоро снег растает, в нашей речке лед уйдет» (будет, «Летом на даче мы собирали грибы» (было).
Многие настольно-печатные дидактические игры с природоведческим содержанием способствуют также и развитию представлений о времени у детей. Так, в игре «Кто, когда спит?» следует определить, кто спит днем, а кто ночью ( например: сова, летучая мышь – днем, курица, бабочка – ночью и т. п.). В этой игре ребенок использует имеющиеся у него знания о мире живой природы и соединяет их со своими ощущениями времени.
Закрепить знания детей о сезонах можно в играх с лото «Времена года», которые имеют много различных вариантов.
Игры и упражнения можно проводить с мячом: ведущий бросает мяч, называя слово, ребенок ловит его и произносит слово, противоположное по значению, например: утро – вечер, день – ночь, рано – поздно, всегда – никогда, вчера – завтра, редко – часто, давно – недавно, долго – недолго, раньше – позже, зимой – летом, сейчас – потом, старше – моложе.
Могут использоваться и прилагательные: утренний – вечерний, дневной – ночной, зимний – летний.
Существуют и другие варианты игр и упражнения с мячом: «Лови, бросай, дни недели называй (аналогично – времена года, месяцы)», «Я начну, а ты продолжи» и т. д. В них разрушаются сложившиеся у детей стереотипы об обособленности каждой временной категории, их непрерывности. В подобных дидактических играх дети учатся устанавливать временную последовательность с разных точек отсчета.
Познавательные ситуации можно создавать и в играх-инсценировках. В них с помощью куклы воспроизводят действия, на основе которых дети должны угадать, о каком времени года идет речь. Кукла встает с постели, одевается, причесывается – утро, играет с мячом, ловит сачком бабочку, обедает – день, раздевается перед сном – вечер.
Можно также совершать с детьми «путешествия» в различные отрезки времени : «Путешествие в ночное (или любое другое) время» - узнать, кто и где работает ночью (в дневное время, утром, «Путешествие в лето (зиму, осень, весну)» и др.
Время одно из важных составляющих реальности. Время является сложным объектом познания. Об этом свидетельствуют исследования разных авторов, которые проводили экспериментальную работу с детьми дошкольного возраста.
Современный автор Р. Л. Непомнящая в пособии «развитие временных представлений у детей дошкольного возраста» предложила комплекс различных методов, а также разнообразные дидактические игры.
Воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо очень активно использовать разнообразие дидактических средств и методов обучения при выполнении такой важной и общественно-значимой задачи, как формирование и развитие в сознании ребенка представлений о времени.
1. Непомнящая Р. Л. Развитие представлений у детей дошкольного возраста. [Текст]/ Р. Л. Непомнящая – СПб. : Питер, 2004. - 365 с.