Татьяна Калинкина
Мастер-класс «Обучение грамоте детей дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению грамоты является одной из наиболее актуальных в коррекционной педагогике. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Детям с нарушениями речи очень сложно усвоить такие понятия, как «речь», «предложение», «слово», «слог», «буква», «звук». Задача любого коррекционного педагога, в том числе и моя, раскрыть эти сложные вопросы.
Публикация «Мастер-класс „Обучение грамоте детей дошкольного возраста с ОНР посредством игровых технологий“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2016
От того, как ребёнок в дошкольном возрасте овладеет грамотой, во многом зависят его дальнейшие успехи в школе не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
И здесь, на мой взгляд, колоссальный вклад оказывают игровые технологии. Применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей легко, без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты. В игре часто сложное становится понятным и доступным, но игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.
Цель мастер-класса :
- демонстрация форм, методов и приемов применения игровых технологий на занятиях по обучению грамоте;
- освоение и отработка практических умений;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников в рамках внедрения ФГОС ДО.
Задачи :
- Познакомить педагогов с игровыми технологиями, которые оказывают положительное воздействие на овладение детьми грамотой;
- Распространить личный педагогический опыт педагогам дошкольного образования по использованию игровых технологий у детей с ОНР.
Ход мастер-класса :
Орг момент. (с применением дидактической игры)
Каждый из участников мастер-класса получает лепесток от ромашки, на котором изображен предмет, содержащий в себе звуки Л или Ль. На столе лежат серединки этих ромашек, каждый из участников подходит к своему цветку- так формируются команды. (Напр., команда «Лисичек» и команда «Белочек»,
В ходе проведения игр, каждая из команд будет получать фрагмент изображения, из которых впоследствии будут собраны картинки.
1. «Придумай словечко». (словесные игры)
Каждой из команд за 1 минуту предлагаем придумать 10 слов со своим звуком (либо Л, либо Ль)
2. «4й лишний»
Напр: Лимон, Луна, Лягушка, Лиса. (Лишняя луна, т. к. это слово содержит твердый звук Л…
3. Игры на развитие мелкой моторики. Игра: «Подскажи словечко» с применением массажеров су-джок:
Ла-ла-ла-ла-есть у птицы 2 (Крыла)
Ле-ле-ле-ле-Яга летает на (метле)
Ол-ол-ол-ол-забивай в ворота (гол);
Ыло-ыло-ыло-ыло-мы помоем руки (мылом)
Оль-оль-оль-оль- сыпем в суп белую (соль)
Лю-лю-лю-лю-очень маму я (люблю)
Ля-ля-ля-ля-стоит мячик 2 (рубля)
Ло-ло-ло-ло-мыли с мылом мы (стекло)
Лы-лы-лы-лы-мыли шваброй мы (полы +
4. Дифференциация звуков Л-Ль при помощи лицензионной игры «Игры для тигры». (применение компьютерных игр).
Получив все элементы разрезной картинки, участники выкладывают изображение (лиса, белка, затем, перевернув, находят изображение зеленого и синего колокольчиков. Объясняют наличие этих картинок.
Итог:
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала Вам лишь несколько игр, которые использую в своей работе.
Применяемые мною игровые технологии используют воспитатели в образовательной деятельности режимных моментах и в индивидуальной работе с детьми. Совместно мы работаем над формированием предметно-развивающего пространства в группе, создаем благоприятные условия для полноценного развития наших воспитанников.
Используя игровые технологии в своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что они позволяют успешно готовить к обучению грамоте детей с ОНР.
Таким образом, игра для ребенка - это возможность самовыражения, самопроверки, самоопределения. Игровая ситуация способствует сенсорному и умственному развитию, помогают закрепить и обогащать приобретенные знания, на базе которых развиваются речевые возможности. Я как педагог, стараюсь заинтересовать воспитанников, донести до них информацию в той форме, в которой они способны воспринимать ее с учетом своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно поэтому использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольникам, имеющими нарушениями речи и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей.
Спасибо за внимание.