елена шафикова
Мастер-класс по организации игровых занятий по подготовке к обучению грамоте «Абвгдейка — это занятие и игра»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
1 слайд Тема: АБВГДейка – это занятие и игра.
Оборудование: мяч, кроссворды на каждого, таблицы с буквами на каждого, карандаши простые по количеству участников, ТСО, лист формата А4, карточки с перевёрнутым текстом на каждого, песочные часы, лист бумаги на каждого.
2 слайд
Цель: донести до слушателей свой личный опыт работы с детьми по обучению элементам грамоты.
3 слайд
Публикация «Мастер-класс по организации игровых занятий по подготовке к обучению грамоте „Абвгдейка — это занятие и игра“» размещена в разделах
В основе обучения дошкольников всегда должна лежать игра! Вы можете импровизировать или пользоваться готовыми играми. Чтобы подготовить ребёнка к учёбе психологически, мы должны пробудить в нем желание идти в школу, естественный интерес к ней. Многие дети хотят учиться, потому что считают школьников «взрослыми». Воспитатели и родители должны рассказывать о том, что в школе много интересного, приводить примеры из своего детства, читать книжки о школе. В детской головке должна прочно поселиться истина – что знания нужно добывать, а навыки тренировать.
Труд должен приносить не усталость и раздражение, а радость творчества и счастье познания нового. Важно, чтобы новые знания не лежали в памяти малыша мёртвым грузом, а постоянно им использовались. Обучать малыша чтению можно и нужно в игровой форме. Конечно, букварь никто не отменял, можно заниматься и по нему, однако наряду с традиционными методами обучения, психологи и преподаватели рекомендуют регулярно проводить игровые занятия. Сейчас вы сами сможете убедиться в эффективности использования игровых приёмов и упражнений. В нашем детском саду всего один компьютер, поэтому иногда на занятия с использованием ТСО я приношу ноутбук. Ребята очень любят занятия с компьютером.
Давайте поиграем в детский сад! Я-воспитатель, вы-мои воспитанники.
4-5 слайды
Отгадайте слово по его звуковой схеме. Своим воспитанникам я загадываю загадку, а вам скажу, что это самый красивый дикий зверь. Молодцы! Справились с заданием. Цель этого задания закрепить звуко-буквенный анализ.
6-10 слайды
Использую в своей работе приёмы разгадывания кроссвордов. Такое простое казалось бы занятие учить определять входящие в состав слова буквы, формирует навык осмысленного чтения, пополняет словарный запас, расширяет кругозор и учит ребёнка отыскивать строку и столбец. С воспитанниками мы разгадываем вот такие кроссворды. Вам предлагаю такой вариант. Поработайте на время. Кто найдет все слова, тот молодец! Минута пошла!
Л Е С П А К Ж В Щ О
П Р И М Е Р Ь Е Д А
Т Ё Л В Ы М К С Н О
Е М А А С Э Ж Н И У
Б А Ю Н А Т Ю А Г Б
А Ш С И Р О Р Ы Я О
Т Т В Л И С М Ы Д Р
А М А И С Л О М Р Д
Р И Р Н Т Б Р Ч О Ъ
Е Я Т П И Т Т Г Е Щ
11 слайд
Игра «измени слово».
Цель игры: закрепление дифференциации согласных звуков. Вам предлагаю следующие слова: день-тень, рак-мак, дом-том, шишка-мишка.
12,13,14 слайды
Игра «рифмы».
Детям я показываю картинку и называю слово, они подбирают рифму. Цель данного упражнения: развивать фонематический слух. Давайте и с вами подберём рифму к этим словам.
(без слайда) следующее упражнение называется «сравни буквы». Данное упражнение развивает память, помогает концентрировать внимание, запомнить алфавит. Задание: сравните две таблицы. Во второй таблице обведите кружком те буквы, которых нет в первой. На выполнение вам 1 минутка! Время пошло.
Слайд 15 следующее упражнение нарисуем радугу словами. У каждого из вас карточка со словом. Прикрепите карточку на полоску радуги того же цвета, что и написанный предмет. (на ватмане нарисована радуга. Карточки со словами: солнце, клубника, листья, сирень, василёк, лимон, туча, апельсин, огурец, огонь, вишня, киви. Этим упражнением развиваем зрительное восприятие, внимание, осмысленное чтение слов, усидчивость и укрепляем память.)
(без слайда)
А в эту игру все любили играть в школе. Современные дети играют в неё в детском саду! Поиграем в парах. Даю слово. За три минуты каждая пара должна составит как можно больше слов из заданного. (слово-достопримечательность). Очень хорошо.
(без слайда)
Так как дети не могут находиться в статичном положении, на каждом занятии я предлагаю им подвижные игры, например с мячом. Игра «скажи какой?». Я кидаю мяч и называю слово, а вы придумаете как можно больше прилагательных к нему. Цель игры: расширение словарного запаса, в частности, прилагательных.
(без слайда)
А сейчас посмотрим, справитесь ли вы вот с этим заданием. Однажды Снежная Королева разозлилась на Кая за то, что он хотел собрать фразу, которая помогла вернуться ему домой, и перевернула все слова в зеркальном отображении. Помогите мальчику вернуться домой, прочитайте фразу, которую исказила злая волшебница. (фраза «я раскаиваюсь за своё плохое поведение и хочу вернуться назад к бабушке и Герде и прожить с ними счастливую жизнь!») молодцы, с заданием справились!
Игра особенно уместна и даже необходима в обучении первоклассников - шестилеток, когда становление учебной деятельности происходит при пока недостаточном развитии произвольного внимания, восприятия, памяти. Усвоение учебного материала, который год от года все более усложняется, требует многочисленных, сходных по характеру упражнений и повторений, но ребенку длительные волевые усилия пока еще не всегда доступны. В этой ситуации игра решает педагогические задачи значительно быстрее, чем какое — либо другое средство. Доказано, что чем меньше развит волевой компонент деятельности, тем чаще могут использоваться игровые формы в работе с дошкольниками и младшими школьниками.
16 слайд
Спасибо за внимание!