Инна Кныр
Рабочая программа «Коррекция звуковой стороны речи детей 4–5 лет посредством игровых технологий»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Целевой раздел …. 3
1.1Пояснительная записка….…. 3
1.2. Цель рабочей программы….…. 3
1.3. Задачи рабочей программы….…3
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса….….3
1.5. Особенности развития детей младшего дошкольного возраста….….4
1.6. Планируемые результаты освоения программы (в виде целевых ориентиров….…. 5
2. Содержательный раздел
(описание образовательной деятельности….…5
Публикация «Рабочая программа „Коррекция звуковой стороны речи детей 4–5 лет посредством игровых технологий“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
3. Организационный раздел (материально – техническое обеспечение программы в целостном образовательном процессе…. …13
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
Нормативные документы
Федеральный уровень.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Постановление Гл. гос. сан. врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС ДО»;
Нормативные документы регионального и муниципального уровней.
Локальные акты.
Устав МБДОУ «Детский сад №3»
Программа развития МБДОУ «Детский сад №3»
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №3»
Актуальность.
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими. Согласно ФГОС коррекция речевого развития одно из стандартов нового поколения.
Методы работы :
Словесный (беседа, рассказ, пояснение, объяснение, вопросы)
Практический (упражнения и дидактические игры)
Наглядный (карточки, рисунки, игрушки, различные атрибуты)
Предметно-развивающая среда.
Содержательно-насыщенная
Трансформируемая
Полифункциональная
Вариативная
Доступная и безопасная
Дидактический материал.
1. Использование образцов (игрушки)
2. Использовние наглядности
Используемые методики.
1. Жукова, Н. С. Уроки логопеда: Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2012. – 120 с.
2. Воробьева, Т. А., Крупенчук, О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2012. – 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
3. Рыжова Н. В., Логопедические занятия с детьми 4-5 лет: ФГОС ДО Учитель, 2014. – 150с.
1.2. Цель: коррекция звуковой стороны речи детей 4-5 лет, посредством игровых технологий
1.3. Задачи рабочей программы :
Развитие у детей связной речи, обогащение словарного запаса.
Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развитие у детей мелкой моторики, посредством игровых технологий
1.4. Принципы реализации программы :
Принцип гуманизации и демократизации.
Принцип развивающего обучения.
Принцип доступности.
Принцип систематичности, последовательности и постепенности.
Принцип связи обучения с жизнью.
1.5. Особенности развития детей 4 – 5 лет
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Возрастает объем памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
1.6. Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы
У детей развита связная речь, обогащен словарный запас.
Дети умеют управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого дыхания).
Развита мелкая моторика, посредством игровых технологий
2. Содержательный раздел.
Возраст детей.
4-5 лет
Расписание организованной образовательной деятельности.
Пятница, 2 половина дня, 20 мин.
Срок освоения.
1 год
Форма деятельности.
1. Беседы.
2. Совместная деятельность.
3. Индивидуальная деятельность.
4. Игровая деятельность.
Форма контроля.
Наблюдение, анализ
В программу включены следующие разделы:
Игровые технологии
Артикуляционная гимнастика.
Календарно-тематический план
Месяц Занятия
Примерный ход занятия Совместная деятельность педагога с детьми
Сентябрь Вводное. 2 Мониторинг детей.
Артикуляционные упражнения.
Д/игра «Когда это бывает?» (времена года) Повторение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки
Октябрь Постановка звука «С».
Упражнения.
Постановка звука по подражанию.
Скороговорки.
Упр. «Сдуй ватный шарик»
Постановка звука «С».
Артик. упр. для губ и языка с картинками и стихами.
Беседа по картинкам.
Упр. «Подуй на цветок»
Постановка звука «С» Динамические артик. упр. для губ и языка.
Упр. «Узнай по губам, какой звук я хочу сказать» Упр. «Загони мяч в ворота»
Постановка звука «С» Динамические артик. упр. для губ и языка. Упр. «Принеси картинку с заданным звуком»
Упр. «Подуй на полоску бумаги»
Ноябрь Постановка звуков «З» и «Зь» Артик. упр. для языка «Лопаточка», «Стрелочка», «Часики» Упр. «Комарики летают и звенят»
Скороговорки
Упр. «Сдуй бабочку с цветка»
Постановка звуков «З» и «Зь» Артик. упр для губ и языка, «Наш забавный язычок», разучивание. Упр. «Жуки и комарики», различение звукоподр. Упр. «Подуй на одуванчик»
Чистоговорки.
Постановка звуков «З» и «Зь» Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками Упр. «Сдуй снежинку»
Упр. «Где комарики живете?»
Скороговорки
Постановка звуков «З» и «Зь» «Сказка о Веселом язычке», чередование упр. «Слоник», «Лягушка» Упр. «Загони мяч в ворота»
Д/игра «Кто позвал?»
Декабрь Постановка звука «Ц»
Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»
Пальчиковая гимнастика: «Мальчик-пальчик». Упр.»Подуй в бутылочку» Д/игра «Кто позвал?» (изменённым гол.)
Постановка звука «Ц» Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»
Упр. Лошадки», «Поезд», различ.
звукоподражаний
Упр. «Сдуй шарик»
Описание резиновых игрушек, сравнение с мягкими.
Постановка звука «Ц» Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок»
Упр. «Подуй на ленточки».
Чистоговорки.
Игра «Что делает заяц»
Январь Постановка звука «Ш». Арт. упр. с использованием карточек со стихами.
Постановка звука «Ш». Арт. упр. с использованием карточек со стихами. 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко»
2. Скомкать бумагу в маленькие
комочки.
Постановка звука «Ш». Артик. гимнастика с использованием домика с язычком. 1. Пальчиковая игра «Зимние забавы»
2. Скатывание снежков из салфеток.
Февраль Постановка звука «Ж» Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками Упр. «Жуки и комарики», различение звукоподр.
Упр. «Корабли
плывут по морю»
Скороговорки.
Постановка звука «Ж» Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики».
Упр. «Накачаем шину насосом»
Постановка звука «Ж» Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками Упр. «Сдуй ватный шарик» Упр. «Закончи предложение» - ежонок будет (Ежом) и т п.
Постановка звука «Ж» Комплекс артик. гимнастики для языка с карточками Упр. «Пускание мыльных пузырей» Описание мягкой игрушки мышки, заучивание стихотворения.
Март Постановка звука «Щ» Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок» Упр. «Чья ба
бочка дальше улетит» Упр. «Кто умеет шипеть?» (змея, гуси, ветер)
Постановка звука «Щ» Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок» Упр. «Сдуй шарик»
Скороговорки
Постановка звука «Щ» Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок» Упр. «Загони мяч в ворота». Закрепить название мебели в д/игре «Покажи и назови»
Постановка звука «Щ» Артик. упр. для языка и губ «Наш забавный язычок» Упр. «Подуй в бутылочку» Упр. «Закончи рифму»
Апрель Постановка звука «Л» Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др. Упр. «Лодочки плывут по реке»
Д/игра «Когда это бывает?» (времена года)
Постановка звука «Л»
Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др. Упр. «Подуй на полоски бумаги» Описание мягкой игрушки лягушки, игра «Лягушки и цапля
Постановка звука «Л» Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др. Упр. «Сдуй шарик»
Упр. «Мой мизинчик» - заучивание, повторение др. упр. со стихами
Постановка звука «Л» Упр. для постановки звука «Л» - «Почистим зубки», «Прикуси язычок» и др. Упр. «Надуем мяч»
Закрепить название перелетных птиц.
Чистоговорки.
Май Постановка звука «Р»
«Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика Упр. «Понюхай цветок»
Упр. «Повтори цепочку слогов»
Постановка звука «Р» «Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика Упр. «Чей мячик дальше»
Д/игра «Узнай дерево по описанию»
Постановка звука «Р» «Сказка о Веселом язычке» - артикуляционная гимнастика Упр. «Подуй на одуванчик»
Рассматривание на лужайке одуванчиков, подбор эпитетов.
Скороговорки.
3. Организационный отдел.
Речевой уголок
1. Развивающая среда.
2. Дидактические игры и пособия.
3. Иллюстрационный материал.
4. Художественная литература.
5. Зеркало.
Для реализации рабочей программы будет использоваться спальня детского сада.
Мониторинг достижений детьми планируемых результатов проводиться 2 раза в год: в сентябре, в мае.
В течение года осуществляется разнообразная комплексная работа с родителями :
Общие родительские собрания;
Консультации для родителей.