Галина Каменкая
Презентация «Малый фольклор в период адаптации детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР – КЛАСС
«Малый фольклор в период адаптации детей раннего возраста».
Воспитатель: Каменская Г. П.
(1 слайд) Поступление ребенка в детский сад – сложный и ответственный период в жизни ребёнка и взрослых. В этот период происходит адаптация малыша к новым социальным условиям (детскому саду). В период адаптации важно создать для малыша положительный эмоциональный климат, при этом используя психофизические средства воздействия. Одним из таких уникальных средств воздействия является фольклор. Фольклор вызывает радостные эмоции, координирует движения малыша, помогает в развитии мелкой моторики руки, учит малыша преодолевать страх, способствует развитию речи.
Публикация «Презентация „Малый фольклор в период адаптации детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
(2 слайд) В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей. Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. А. П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. В. А. Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Я широко применяю малые формы фольклора в своей работе. Ребёнок раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни малыша : вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Это первые художественные произведения, которые слышит маленький ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают, весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру.
(3 слайд) Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Для облегчения вхождения нового ребенка в группу и лучшего знакомства с ним использую следующие потешки, подставляя в текст нужное имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Данечка хороший,
Данечка пригожий!
Так маленькие фольклорные шедевры, полные мелодичности и лиризма, помогают наладить эмоциональный контакт между ребёнком и взрослым. Но не всегда малыш в хорошем настроении, иногда детки плачут и чтобы их успокоить также на помощь приходят потешки:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка,
Принесет орешки
Для Машиной потешки.
Придет киска неспеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
(4 слайд) Часто приходится учитывать индивидуальные особенности детей, чтобы создать у каждого из них радостное настроение. Помогают в этом игрушки. Всем известная потешка “Ладушки” звучит свежо, когда её приговаривают от имени куклы, умеющей двигать руками. А сколько веселья вызывает у детей зайка, скачущий по комнате под слова народной потешки!
Скачет зайка маленький
Около завалинки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай-ка.
Ритмичный текст потешки побуждает детей к движению, создавая весёлое настроение.
Давайте вместе с вами поиграем.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. Вот так, вот так
Хороший эмоциональный отклик получают и пальчиковые игры. они помогают воспитателю сблизится с ребенком, установить тесный контакт, отвлечь малыша от переживаний :
Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем - в лес ходил,
С этим братцем - щи варил,
С этим братцем - кашу ел,
С этим братцем - песни пел.
Песни пел да плясал,
Своих братцев забавлял.
А какие пальчиковые игры знаете вы?
В период адаптации также важно взаимодействие ребенка не только со взрослым, но и со сверстниками, в этом помогают фольклорные диалогические тексты.
Я предлагаю обыграть один из них.
- Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
- На речку.
- Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляточек поить.
- Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи
(5 слайд) Проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания говорю:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Слова потешки вызывают у детей радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему я стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Каша вкусная дымится,
Миша кашу есть садится.
Очень каша хороша!
Ели кашу не спеша,
Ложку за ложкой
Ели понемножку.
Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, помогают потешки, приговорки:
Раз, два, три, четыре, пять —
Собираемся гулять.
Вот они - сапожки,
Этот - с левой ножки,
Этот с правой ножки,
Застегнем застёжки
На твоей одё жке:
Пуговки кнопочки,
Разные заклёпочки.
(6 слайд) Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. И здесь, конечно же, помогают колыбельные:
Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали деточку качать,
Стали песню напевать:
Спи, спи, зпсыпай,
Крепко глазки закрывай.
Глазки закрываются,
Сказки начинаются.
Баю-баю-баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Наших деток не буди.
Я предлагаю и вам вспомнить некоторые колыбельные, может быть даже те которые вы пели своим детям или ваши мамы пели вам.
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Так в с детьми раннего возраста можно инсценировать сказки «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», «Козлята и волк».
Давайте инсценируем с вами небольшую сказку Курочка Ряба.
Я убеждена, что малый фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей. Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.
Творческих всем успехов!