Елена Бабушкина
Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте у ребенка закладывается основы познавательной деятельности, именно в этом возрасте малыш знакомится с окружающим миром, делая свои первые открытия. А помогает ему во всех начинаниях - мама! С самого рождения мамочка поет ему колыбельную - выражая свою заботу и любовь. Если дитя капризничает - читает уговорушки. Мамочка всегда рядом!
Но проходит время и малыш идет в детский сад. Новая обстановка, чужие люди могут напугать его. Задача воспитателя состоит в создании благоприятных и комфортных условий для успешной адаптации, снятия эмоционального напряжения и тревоги. Ведь в период привыкания он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Публикация «Использование фольклора в режимных моментах в период адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
В. А. Сухомлинский считал - «сказки, песенки, потешки независимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, индивидуальности».
Воспитатель завлекая малыша-посадив его на колени проговаривает знакомые потешки «По-кочкам, по-кочкам», «Ехали, ехали…», это позволяет отвлечь малыша от плача, тем самым постепенно устанавливая контакт с ребёнком, вызвать у него положительные эмоции, а потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Поехали,поехали, «Идёт коза рогатая») вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Важное условие работы с детьми, особенно в период адаптации к детскому саду как можно чаще вводить в образовательную деятельность использование фольклора – потешек, пестушек, закличек.
В нашей группе мы применяем малые фольклорные формы, которые побуждают малыша к повторению действий за воспитателем. Особенно хорошо потешки помогают в организации режимных моментов.
Начинаем с зарядки.
Потягуни-потягушечки,
От носочков до макушечки…
Для воспитания и привития у детей культурно-гигиенических навыков мы пользуемся потешками:
«Водичка, водичка,
Умой мое личико,
В первые недели адаптации ребенок испытывает стресс и часто отказывается от еды.
Использование потешек помогает накормить.
На моей тарелочке
Пушистая белочка.
Чтоб была она «видна,
Все съедаю я до дна!»
Травка-муравка
Сосна поднялась,
Птица-синица
За зерно взялась,
Зайка–за капустку,
Мышка–за корку,
Детки-за молоко.
Собирая малышей на прогулку, -используюем одевалочки –
Маша варежку надела.
Ой – куда я пальчик дела?
Вот они – сапожки.
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Собираемся гулять:
Мы пойдем на улицу и поймаем курицу,
Если курица плоха, мы поймаем петуха.
Вот потешки для укладывания спать:
Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.
Просыпаемся -
Потянушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Потешки помогут успокоить малыша и утешить, и установить тишину.
При плаче:
У волка боли,
У медведя боли,
У зайца боли,
У Танюшки
заживи!
Пестушка-молчанка -
Где же наши ушки?
Слушают пестушки!
А где глазки?
Смотрят сказки!
А где зубки?
Прячут губки!
Ну а ротик на замочек!
Где ты, дедушка Молчок?
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
По-мол-чим.
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на.. Пришел Молчок!
Не спугни его, смотри
-Ни-че-го не говори, ТС-ССС.
Начиная свой день с потешки, ребенок узнаёт знакомые ему слова, это сопровождается положительными эмоциями: - он охотно вступает в диалог, постепенно, день за днём все больше начинает доверять воспитателю, что делает адаптацию безболезненной. Малыш чувствует защищённость и уверенность в том, что в детском саду его любят и ждут.