Ирина Очеретова
Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее, прежде всего, необходимо создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность. Условия, созданные в ДОУ, для успешной адаптации детей раннего возраста являются неотъемлемой частью всего процесса.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность;
- внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Публикация «Игровое оборудование в период адаптации к ДОУ детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения сотрудников ДОУ создавать атмосферу уюта и любви в группе детей раннего возраста. Основной вид деятельности детей в этом возрасте– предметная игра и поэтому организация пространства имеет свои определенные «правила». Все материалы и пособия, маркеры игрового пространства имеют постоянное место (т. к. дети раннего возраста плохо реагируют на пространственное изменение обстановки, предпочитают стабильность). Игровой и дидактический материал должны быть расположены в поле зрения ребенка. Среда яркая, красочная, привлекает детей и вызывает у них положительные эмоции. А так же обеспечивает индивидуальную комфортность, психическую защищенность и эмоциональное благополучие.
Дети раннего возраста играют не вместе, а рядом, поэтому игровые и учебные зоны не пересекаются. Групповые помещения условно подразделяются на три зоны, оборудованные различными центрами:
-Спокойная зона: «Центр познания», «Уголок уединения», «Центр книги», «Центр природы».
-Зона средней интенсивности: «Центр конструирования», «Центр воды и песка», «Лаборатория», «Центр социально-эмоционального развития», «Центр ИЗО-деятельности».
-Зона насыщенного движения: «Центр двигательной активности», «Центр ряженья», «Центр музыки», «Центр театра», «Центр игры».
Игровое оборудование для детских условно можно разделить на несколько тематических разделов:
Игрушки развивающие. Это как правило, все возможные: стучалки, лабиринты настольные, пирамидки, сортеры, серпантинки, деревянные пазлы и прочие настольные игры и игрушки основная задача которых обучать и развивать через игру.
Игрушки ролевые. Это игрушки в которые дети самостоятельно и подолгу играют: куклы, машинки, коляски, детские кухни и наборы мастера. Это можно сказать, любимые детские игрушки.
Театр. Через театр детям можно многое рассказать, а также привлечь к участью и самих детей. Театры в детском саду бывают настольные, пальчиковые.
Музыкальные инструменты. Детские музыкальные игрушки: маракасы, погремушки, дудочки, барабаны, детские пианино и многое другое.
Мягкие модули и игровая мебель, сухие бассейны. В группе детского сада может стоять комплект мягкой бескаркасной детской мебели: диванчик и два креслица.
Богатая развивающая среда не обходима ребенку, но когда малыша отрывают от близких людей, ему не до игрушек. Как отвлечь его от воспоминаний о матери? Первая наша задача - получить доверие ребенка, заинтересовать его.
От расставания с мамой хорошо отвлекают:
-заводные игрушки;
- мыльные пузыри;
-игрушки, издающие различные звуки, музыкальные книги;
-игры с водой и песком очень успокаивают малышей, способствуют внутренней раскованности: они забывают обо всем на свете. Дети дуют на кораблики или уточек, чтобы быстрее плыли. Организация таких игр требует определенных условий, поэтому они проводятся с небольшим количеством детей или в утренние часы, когда надо отвлечь малышей от мамы, или вечером, когда они начинают переживать, что за кем- то из детей уже пришли родители.
В течение адаптации немаловажную роль в создании положительного эмоционального комфорта играет:
- музыка - дети подпевают, танцуют, подыгрывают на погремушках, бубнах, маракасах. Движения под музыку вызывают у детей бурю положительных эмоций;
- игрушки резиновые и пластмассовые (которые легко обрабатываются, так как малышам свойственно познание мира через органы чувств;
- ролевые игрушки, успокоившись после ухода мамы дети охотно играют в «кухню», «набор мастера», катают коляски, укладывают спать кукол;
- «уголок уединения» - это очень важное место в группе, когда у ребенка идет адаптация и он может побыть один;
- материал для конструирования: строительный материал – крупногабаритный напольный конструктор, конструктор – лего.
Но, конечно, нельзя забывать о том, что никакие привлекательные игрушки не заменят малышам, попавшим в новые условия, тепла и внимания педагога. Если обстановка в группе комфортна для детей, и они ощущают заботу, любовь и тепло, то и в детский сад они бегут с удовольствием.
Благодаря правильно организованной игровой среде и чуткому отношению педагога к воспитанникам адаптация проходит легко!