Тамара Григорьева
Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и упражнения для детей раннего возраста в адаптационный период.
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: отсутствие близких людей, новое помещение, другой стиль общения, строгий режим дня и т. д. Всё это создает стрессовую ситуацию для ребенка. Период адаптации требует значительных усилий со стороны взрослых для его облегчения. Задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Публикация «Игры и упражнения для детей раннего возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Игра «Петрушка»
Материалы к игре: кукла Петрушка, погремушки.
Ход игры : Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает несколько погремушек детям. Они вместе с Петрушкой играют с погремушками, радуются.
Игра «Прячем игрушку»
Материалы к игре: большая мягкая игрушка, например, мишка.
Ход игры : Воспитатель просит детей закрыть глаза и прячет мишку так, чтобы игрушка была немного видна. Спрашивает у ребят: «Где мишка?». Затем вместе ищут игрушку. Когда мишка найден, взрослый прячет её так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой может спрятаться сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку». Затем они меняются местами и воспитатель ищет ребенка.
Игра «Назови имя».
Ход игры : Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч. Тот, кому бросают мяч, поймав его, называет имя ребенка, кому он будет бросать мяч.
Игра «Имя»
Ход игры : Дети стоят в кругу. Воспитатель передает мяч ребенку и говорит о том, какое звучание его имени ему больше нравится (Лена, Леночка, Алена, Елена.). Как он хочет, чтобы его называли в группе.
Игра «Воронята»
Ход игры : Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».
На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», - начинают «летать» и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:
Полетели, полетели, воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку, воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали, всё до крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», — клювами стучали.
Дети – «воронята» - присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:
Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!»
Собачка «догоняет» «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.
Игра «Солнышко и дождик»
Ход игры : Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Называя детей по именам, взрослый предлагает каждому из них «выглянуть в окошко» и помахать рукой.
«Какая хорошая погода! — говорит воспитатель, выглянув в окошко. — Сейчас выйду и позову детишек поиграть!» Он выходит на середину комнаты и зовет всех погулять. Малыши выбегают и собираются вокруг воспитателя, а он произносит следующий текст:
Смотрит солнышко в окошко,
Наши глазки щурятся.
Мы захлопаем в ладошки,
И бегом на улицу!
Дети повторяют стишок, а затем под слова «Топ-топ-топ» и «Хлоп-хлоп-хлоп» все топают ножками и хлопают в ладошки, подражая воспитателю.
«А теперь побегаем!» — предлагает воспитатель. Дети разбегаются в разные стороны. Воспитатель говорит: «Посмотрите, дождик идет! Скорее домой!» Все спешат в свои домики.
«Послушайте, как барабанит дождик по крышам, — говорит воспитатель и, постукивая согнутыми пальцами по сиденью стульчика, изображает шум дождя. — Стало очень скучно. Давайте попросим дождик перестать капать». Педагог читает народную потешку:
Дождик, дождик, веселей,
Капай, капли не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи!
Воспитатель говорит: «Солнышко светит! Нет дождя! Выходите погулять!»
Игра повторяется.
Игра «Поезд»
Ход игры : Воспитатель предлагает поиграть в «поезд». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь.
Игра с собачкой
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Вике лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, погладить. При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
Игра «Хоровод с куклой»
Ход игры. Воспитатель приносит новую куклу. Она здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая детскую мелодию.
Пальчиковая игра «Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать и просит его повторить это. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Игра «Передай колокольчик»
Ход игры. Дети сидят на стульях полукругом. В центре стоит воспитатель с колокольчиком в руках. Он звонит в колокольчик и говорит: «тот, кого я позову, будет звонить в колокольчик». Девочка становится на место взрослого, звонит в колокольчик и приглашает другого ребенка, называя его по имени (или показывая рукой).
Игра «Зайка»
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть.
С нами вместе поплясать
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.
Игра «Позови»
Ход игры. Дети сидят на стульях. Воспитатель рассматривает вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает одного ребенка и предлагает поиграть – покатать мяч друг другу. Затем говорит: «Я играла с Колей. Коля с кем ты хочешь поиграть? Позови». Мальчик зовет: «Настя иди играть». После игры Коля садится на место, а Настя зовет следующего ребенка.
Игра «Еле-еле»
Ход игры. Дети вместе с взрослым бегут по кругу, держась за руки. Воспитатель говорит:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите. Раз и два, раз и два,
Вот и кончилась игра!
В соответствии со словами дети бегут по кругу все быстрее и быстрее, затем медленнее и останавливаются.