Марина Столярова
Мастер-класс по использованию элементов песочной терапии для развития творческих способностей детей «Песочная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы знаем, что каждый ребёнок, рождаясь на этот свет уже безгранично талантлив. Ему нужно только дать возможность раскрыть свой талант, свои уникальные способности. А детство — это лучшее время для развития способностей и раскрытия талантов, и рисование песком — это уникальный новый вид искусства, который проявляет скрытые возможности каждого ребенка.
Публикация «Мастер-класс по использованию элементов песочной терапии для развития творческих способностей детей „Песочная сказка“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Рисование песком на стекле - один из самых необычных способов творческой деятельности. Дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным способом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка".
Рисование песком – занятие не просто увлекательное, для ребенка это открытие нового волшебного мира песочных историй. Под чутким руководством педагога он учится создавать как отдельные картины, так и целые сюжеты. Дети с огромным энтузиазмом овладевают хитрыми премудростями метода.
Чем уникален процесс рисования песком:
• Процесс прост и приятен. Не требуется никаких специальных умений и навыков. И сам материал - песок- необыкновенно приятен.
• Рисование песком дает возможность трансформации, мгновенного изменения творческого произведения без потери его красоты и не прибегая к полной реконструкции. Это похоже на саму жизнь – все время развивающуюся и изменяющуюся. Я думаю, что похоже и на внутреннюю жизнь человека.
• Работая с песком на плоскости, движения становятся размеренными, синхронизируются с ритмом дыхания. А работая с песком под музыку, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценному восприятию этого мира. Чего очень не хватает в нашей социальной жизни, где наш ум выносит о мире оценочные суждения. Это близко к медитативным техникам.
• Техника помогает развить тонкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг) .
• Рисовать можно двумя руками симметрично, что способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга, и внутреннему центрированию. Психологические проблемы, при которых полезно применять песочное рисование в сочетании с другими методами.
• Проблемы поведения детей : агрессивность, непослушание, гиперактивность.
• Эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, тревожность, страхи, ночные кошмары.
• Семейные проблемы: развод, появление младшего ребенка, стрессовая ситуация, смена места жительства.
• Коммуникативные проблемы: поступление или смена детского садика, школы, школьная неуспеваемость, трудности в общении с другими детьми и взрослыми.
Работая с детьми в рамках песочной анимации, моей главной задачей является не обучить детей техники рисования на песке и каким-то специальным приёмам, а больше связано с получением удовольствия от самого процесса и решения психологических проблем воспитанников.
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Конспект занятия «Удивительная песочная страна»
Цель: овладение и использование в психолого-педагогической практике метода «Рисование песком» для личностного развития детей в условиях дошкольной организации.
Задачи:
1. Познакомить с элементарными приемами рисования песком на световых столах;
2. Развивать тактильную чувствительность с помощью тактильных дощечек, активизируя речь дошкольника путем введения качественных прилагательных;
3. Развивать воображение, креативность, мелкую моторику рук, экспериментируя с изобразительными материалами и инструментами во время практической деятельности;
4. Способствовать становлению эмоционально-нравственного опыта детей.
Материалы и оборудование:
1. Световые песочные столы
2. Раздаточный материал: коллекция миниатюрных предметов для обыгрывания и украшения заданий в песочнице;
3. Пособие для дыхательной гимнастики «Бабочка»;
4. Музыкальная композиция;
5. Элементы одежды Песочной Феи, перчаточная кукла «Солнечный мальчик»
6. Модель дерева без листьев, заготовки листьев с липкой стороной, разноцветный песок;
7. Сундучок с сюрпризом;
8. Средства гигиены: влажные салфетки, полотенца.
Виды детской деятельности: игровая, творческая, продуктивная, коммуникативная.
План-конспект мероприятия
1 этап: Организационный этап
Приветствие
Упражнение «Ладошки»
Цель использования : знакомство с группой, эмоционально-психологический настрой детей. Психолог предлагает встать детям в круг, потереть свои ладошки, почувствовать их тепло и поделиться этим теплом с другими детьми, соединив ладони.
Педагог-психолог:
Сегодня я пригласила вас для того, чтобы познакомить с удивительной Песочной страной. Далеко-далеко, а может быть и близко, есть волшебная Песочная страна, где живет Песочная Фея со своим помощником Солнечным Мальчиком. Каждый день она приглашает всех детей играть с ней в песок с помощью ладошек. Приглашаю вас в Песочную страну!
2 этап: Основной этап
Ритуал входа
Педагог-психолог:
Сейчас мы отправимся в пасочную страну. Для этого закройте ваши глаза, и представьте, что вы оказывайтесь на зеленой яркой полянке, вокруг светит яркое солнце, погода летняя и вас встречает бабочка! Вытяните ручки вперед. Бабочка-красавица порхает вокруг вас, садится к вам на ладошки, глубоко вдохните - выдохните, открывайте глаза - вот мы с вами оказались в Песочной стране.
Я - Песочная Фея! (Надевает корону Песочной Феи).
Практическая часть
В Песочной стране мне во всем помогает Солнечный мальчик.
Солнечный мальчик во всем помогает мне. Это необыкновенный мальчик! Он любит смотреть на все красивое. Безобразное же под его взглядом превращается в удивительное и прекрасное. Он любит слушать мелодичные нежные звуки. Но если он слышит, что кто-то зовет на помощь, спешит и согревает теплом своей души, делится всем, чем может. Жители волшебной страны очень любят его. Без него их страна станет мрачной и скучной.
Но что-то я не вижу моего помощника Солнечного мальчика?
(дети ищут мальчика, который спрятался под столом).
Фея: Мальчик, что же с тобой случилось, почему ты спрятался от меня.
Солнечный мальчик: Фея, пока ты путешествовала и приглашала ребят в гости, на нашу волшебную страну напал злой волшебник, он очень завидовал, что у нас так тепло и солнечно и все живут дружно, и он наколдовал сильный ветер и ураган, который разрушил нашу замечательную страну, сломал все дома, перемешал все моря и озера. Что же нам делать?
Фея: Не переживай, мой друг. Посмотри, у нас сегодня гости, эти ребята очень талантливые, творческие, они очень хорошо рисуют а еще они так же как ты, всегда придут на помощь.
- Ребята, как выдумаете, мы сможем вместе с вами восстановить волшебную песочную страну, чтобы там снова стало ярко, красочно, и уютно?
Дети: Даааа.
Упражнение «Сказочная страна»
Цель использования : развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.
Педагог-психолог предлагает детям нарисовать песком на световом столе сказочную страну (выбор материала на столе) а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:
* Какие существа ее населяют;
* Какой у них характер;
* Что они умеют делать;
* Откуда пришли в эту страну;
* В каких взаимоотношениях находятся межу собой;
* Всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране, и если нет, то что можно сделать, чтобы им стало лучше;
* Что можно изменить;
* Какие события будут происходить в этой стране;
* Есть ли название у получившегося рисунка;
* Что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить…
Примечание. Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.
Упражнение-импровизация «Бабочка»
Все замечательно в нашей стране, но, мне кажется, чего-то нахватает!
Загадка.
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, повернулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется
Бабочка кружит и вьется!
Дети выполняют импровизированные движения.
Солнечный мальчик: Спасибо большое ребята за вашу помощь, какую замечательную страну вы создали, теперь мы будем в ней жить еще лучше, чем раньше.
Солнечный мальчик: Ребята, а вам понравилось в моей стране.
Дети: Да
Солнечный мальчик: Я хочу, чтобы вы никогда не забывали об этом волшебном путешествии, и приготовил для вас еще одно интересное задание! Посмотрите на столы.
Фея: Дети, посмотрите, солнечный мальчик хочет, чтобы вы никогда не забывали об этом волшебном путешествии и предлагает на листах которые лежат на столах, с помощью материала, который вы видите, создать волшебную страну! Вы возьмете эти работы с собой в ваш мир и они будут напоминать вам о нем и о путешествии!.
Вы согласны?.
Упражнение : «Создай сказочную страну».
Фея: Страна у нас волшебная. Поэтому ребята, нужно выполнить задание, пока сыпется песок в песочных часах. Иначе волшебство закончится и все исчезнет!
(дети выполняют задание, пока песочные часы не закончили сыпать песок).
Солнечный мальчик: какие вы ребята молодцы. Я с вами прощаюсь! Надеюсь еще увидимся.
Педагог – психолог:
Вот и получилась картина, искрящая красками и образами. Мы помогли победить зло и вернуть порядок и красоту в страну Феи и Солнечного мальчика. Ну а теперь, пришло время возвращаться назад. Дети закрывают глаза, делают глубокий вдох и возвращаются обратно в свой мир!
Рефлексия.
Вопросы педагога-психолога:
Где мы с вами сегодня побывали? С кем познакомились? Вы сегодня сделали что-нибудь хорошее? Какое у вас настроение? (выбирают смайлики и приклеивают их на солнышко)