юлия колчина
Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
ГБУ «Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
ПРОГРАММА
формирования коммуникативных навыков у детей с РАС
средствами песочной терапии
Шадринск, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ стр. 7
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ стр. 10
Публикация «Программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии „Песочная страна“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Песочная фантазия. Программы для дошкольников
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ стр. 12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 15
ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 17
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Путь к умной, светлой голове лежит через руки»
Любина Г. А. доктор педагогических наук
Актуальность. Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной социализации детей с РАС, является нарушение коммуникативных навыков. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей. Аутичным детям трудно взаимодействовать не только с людьми, но и со средой в целом. Именно об этом говорят множественные и неоднозначные проблемы данной категории детей, касающиеся нарушения пищевого поведения, поведения самосохранения, практическое отсутствие исследовательской активности, но в первую очередь отношений с сенсорной средой.
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: дефектологов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, за счет взаимодействия с песком и миниатюрными игрушками совершенствуется мелкая моторика рук. Введение в игру предметов и игрушек, символизирующих мир, позволяет расширить пассивный и активный словарь ребенка. Все это относится и к организации занятий у детей с РАС.
Ребёнка с РАС процесс взаимодействия с песком может заворожить, его увлечёт волшебство, происходящее в песочнице. Используя этот интерес, надо побуждать аутичного ребенка к активному участию в работе с песком, используя совочки, формочки, делая паузы, советоваться с ребенком, предлагать ему завершить процесс. Ребенку с РАС важно получить результат как можно быстрее. Тут возникает ситуация эмоционального и делового общения, подразумевающая активные действия отдачи и принятия между партнерами по общению. В этой уникальной для аутичного ребенка ситуации взрослый должен следовать определенной тактике: даже если он понял, чего хочет ребенок с РАС, не надо воплощать это желание немедленно. Необходимо побудить данного ребенка выразить желание любым приемлемым способом - словом, жестом. Задавая вопросы, дать понять, что результат зависит и от действий самого ребенка: если тот не проявляет активности, поделка из песка как бы «замирает». Поскольку ребенку с РАС не терпится поскорее получить желаемый результат, можно предположить, что проявление активности с его стороны не заставит себя долго ждать. Постепенно поменяется отношение к учебе: он сможет некоторое время сидеть за столом, выполняя задание педагога.
В процессе игр с песком удаётся уточнить представления, которые уже есть у ребенка с РАС. Эта возможность уникальна. Что ребенок знает, а чего нет, что понял искаженно, обычно открывается и становится понятным в спонтанных проявлениях. Произвольно (например, задавая вопросы) это выяснить не удается. Однако необходимо всегда помнить об осторожности и соблюдении обычных в работе с аутичным ребенком принципов - постепенность, дозирование подачи нового и обязательный учет интересов ребенка, его желаний. Главным успехом такой работы будет перенос знаний в реальную жизнь. Это - показатель того, что ребенок с РАС усвоил новые знания о мире и использует их.
Игры с песком дают возможность развивать средства коммуникации. При этом в значимой для ребенка с РАС ситуации, в ходе эмоционального комментария обогащается его пассивный словарь. Обозначая словом все, что происходит в песочнице, мы уточняем значение слов, которые ребенок уже знает, а также сообщаем ребенку новые слова и их значения. Особенно актуальна возможность развития активной речи, которая в этой ситуации оказывается одним из средств проявления ребенком с РАС активности. Поддерживая любую попытку аутичного ребенка «поговорить», необходимо специально создавать ситуации, в которых ему захочется сделать это снова.
Нарушения коммуникации, необходимые для поддержания полноценных социальных взаимоотношений с другими людьми имеются у всех детей с РАС. Это требует тщательного подбора методов коррекционной работы с данной категорией детей. Понимая важность и значение использования игр с песком, нами была разработана программа формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА».
Новизной и отличительной особенностью программы является использование песочной терапии в формировании коммуникативных навыков у детей с РАС. Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с РАС мелкой моторики рук, словаря.
Цель: формирование коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии.
Задачи:
• создать у детей с РАС интерес к играм и упражнениям с песком;
• совершенствовать мелкую моторику рук у детей с РАС;
• формировать активный и пассивный словарь детей с РАС;
• формировать коммуникативные навыки у детей с РАС.
Принципы работы:
1. Принцип системности.
2. Принцип комплексности.
3. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода.
Основные этапы
Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с аутичным ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка с РАС, резких движений. Не следует обращаться к такому ребенку с прямыми вопросами, заставлять играть с песком. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха перед новым тактильным ощущением (песок) у ребенка с РАС, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности. На первом этапе происходит знакомство с правилами игры с песком.
Второй этап – вовлечение детей с РАС в игры с песком и миниатюрными фигурками, закрепление правил игры с песком. На этом этапе происходит расширение активного и пассивного словаря.
Решение этой задачи требует от педагога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе работы в песочнице.
На третьем этапе важной задачей является организация целенаправленного поведения ребенка с РАС. У аутичного ребенка формируется навык взаимодействия не только с педагогом, но и с другими детьми с РАС. Дети с РАС учатся понимать себя и других людей. На данном этапе происходит формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, расширение словарного запаса в области чувств и эмоций.
Структура занятий
Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.
1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Введение в тему занятия (демонстрация песочницы, коллекции фигурок);
2 часть. Основная. Знакомство или закрепление правил игр с песком. Формулировка темы занятия. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие словаря, крупной и мелкой моторики, коммуникативных навыков.
3 часть. Заключительная. Итог занятия, ритуал выхода.
Формы работы : индивидуальная и групповая. Продолжительность занятия: 20 - 30 мин. Проведение занятий: 1 раз в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
1 месяц – 4 занятия
Занятия №1, №2 «Здравствуй, песочек»
Задачи: познакомить детей с песком, со свойствами песка; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Мои ощущения»
Игра «Зарывание «секретиков»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Занятия №3, №4 «Чудесный песок»
Задачи: закрепить знания о свойствах песка; познакомить детей с правилами поведения в песочнице; способствовать снижению психоэмоционального напряжения, формированию чувства ответственности, коррекции познавательных процессов, развитию связной речи.
Игра «Следы на песке»
Игра «Зарывание секретиков»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Беседа «Мои ощущения»
2 месяц – 4 занятия
Занятия №5, №6 «Юные археологи»
Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Чего не стало?»
Подвижная игра «Песчинки»
Упражнение «Раскопки»
Упражнение «Правила города»
Познавательная игра «Собери картинку»
Занятия №7, №8 «Мы строители»
Задачи: закрепить знания о правилах поведения в песочнице; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность; способствовать расширению активного и пассивного словаря; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Упражнение «Мы такие хорошие»
Подвижная игра «Песчинки»
Игра «Угадай, что тебе попало в руки?»
Игра «Замок из песка»
Познавательная игра «Собери картинку»
3 месяц – 4 занятия
Занятия №9, №10 «Домашние животные»
Задачи: закрепить названия домашних животных; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Ферма»
Игра «Кто в домике живет?»
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Игра «Следы на песке»
Занятия №11, №12 «Дикие животные»
Задачи: закрепить названия диких животных, повторить классификацию «дикие – домашние животные»; способствовать расширению активного и пассивного словаря; продолжать формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; развивать мелкую моторику; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Лесные жители»
Игра «Наведи в песочнице порядок»
Подвижная игра «У медведя во бору»
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра «Следы на песке»
4 месяц – 4 занятия
Занятия №13, №14 «Пустыня»
Задачи: способствовать расширению активного и пассивного словаря; формировать усидчивость, аккуратность; развивать тактильную чувствительность, развивать навыки самоконтроля; способствовать снижению психоэмоционального напряжения.
Беседа «Кто живёт в пустыне»
Игра «В пустыне»
Игра малой подвижности «Черепашки»
Познавательная игра «Собери картинку»
Занятия №15, №16 «Морские обитатели»
Задачи: закрепить названия морских обитателей; способствовать расширению активного и пассивного словаря; развивать мелкую моторику; способствовать эмоциональному восприятию окружающего мира, снижению психоэмоционального напряжения.
Пальчиковая гимнастика «Осьминог»
Игра «Песочные прятки»
Игра «Песочное море».
Познавательная игра «Собери картинку»
Игра-импровизация «Море волнуется раз…»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Необходимо начинать работу в песочнице с объяснения правил работы с песком, пресекая нежелательное поведение ребенка. Затем знакомить ребенка с РАС с новыми тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. Следующий шаг, который делает педагог, заключается в том, чтобы научить ребенка с РАС ставить ладонь на ребро и удерживать в таком положении (песок помогает детям ровно держать ладони). Через некоторое время аутичный ребенок при помощи педагога сможет составлять отпечатками рук различные рисунки. Параллельно с этим важно помогать ребенку с РАС делать самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения ребенка с РАС манипуляциям с песком вводится дополнительное оборудование: совочки, формочки, миниатюрные фигурки. Используя их, можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно ребенок с РАС получает информацию об окружающем мире и принимает участие в его создании. Все песочные картины сопровождаются рассказами педагога. При этом аутичный ребенок манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и расширяют активный и пассивный словарь ребенка с РАС.
После индивидуальных занятий начинаются игры в паре. Педагог вовлекает детей в совместную игру. На данном этапе важным является формирование умений соблюдать очерёдность, использовать жесты, мимику, устанавливать зрительный контакт с собеседником. Умению соблюдать очерёдность - одному из важнейших разговорных навыков – ребёнка с РАС можно научить с помощью игры (вдвоем катать по песку мяч, машинку). Жесты также помогают коммуникации и подкрепляют её. Обычно это приветственный знак рукой - «здравствуй», прощальный жест - «пока», кивок головой - «да» и т. п. Все это помогает установлению контактов между аутичными детьми.
Структура занятий разработана с учетом возрастных особенностей детей с РАС, исходя из целей и задач системы. Она рассчитана на детей с РАС разного возраста и уровня интеллекта, задания можно усложнять или упрощать в зависимости от проблем и успехов таких детей. Занятия проводятся сначала индивидуально, а затем с небольшой подгруппой детей (2-3 человека).
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие коммуникации, обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, мастер-классы, консультации по использованию песка на занятиях.
Работа с родителями предполагает: мастер-классы, индивидуальные консультации, размещение информации на сайте ШДДИ, распространение информационных буклетов.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» у детей с РАС :
• появится устойчивый интерес к играм и упражнениям с песком;
• совершенствуется мелкая моторика;
• расширится активный и пассивный словарь;
• сформируются навыки коммуникации.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Условия организации игр с песком
Для организации процесса песочной терапии потребуются : песочница (ящик для песка, песок, вода, совочки, формочки, коллекция миниатюрных фигурок.
Песочница
Размер. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50х70х8 (где 50х70 – размер поля, а 8 сантиметров – глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия.
Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. При переходе к групповой работе, пространство традиционной песочницы оказывается слишком малым. Поэтому для групповой работы рекомендуется использовать песочницу размером 100х140х8см.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком во многих учреждениях используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением внешней толщины досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта – с небо.
Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком, «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель человеческого восприятия нашей планеты. Может ли песочница быть другого цвета? Почему бы и нет! Цвет бортов может меняться. Экспериментировать с разноцветными бортами песочницы можно при помощи разноцветных дощечек, по размеру четко «подогнанными» под борта песочницы. Однако если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов. Если они одинакового размера, их можно хранить, складывая друг на друга, и образуя, таким образом, сказочный домик. Крыша сооружается из соломы и веток дополнительно. Разноцветные песочницы полезны для коррекционно-развивающей работы с ребенком.
Песочницу на одну треть или наполовину заполняют чистым (промытым и просеянным, прокаленным в духовом шкафу песком.
Используемый песок необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, символизирующих мир.
Это фигурки:
• людей, разнообразных по: полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессии, времени жизни (от первобытных до современных людей). фигурки должны быть как динамические, так и статические.
• наземных животных и насекомых (домашние, дикие, доисторические).
• летающих животных и насекомых (дикие, домашние, доисторические).
• обитателей водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы).
• жилища и дома с мебелью (дома, дворцы, замки, постройки, мебель различных эпох, культур и назначения.).
• домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола).
• деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.).
• объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака).
• транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства).
• объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки).
• предметы, связанные с верованиями человека (храмы, иконы, божки, алтари).
• объекты ландшафта и естественной активности земли (вулканы, горы).
• аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.).
• естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.).
• оружие.
• фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
• злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
Итак, всё, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции. Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Если места на полках недостаточно для размещения всей коллекции, то могут использоваться и прозрачные коробки.
Когда приходит на занятие ребенок, или группа детей, то предложение «поиграть в песочнице» выглядит совершенно естественным.
Технические средства обучения :
• Фотоаппарат, магнитофон, видеокамера, музыкальные диски.
Условия организации занятий с мокрым песком
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать, чтобы одновременно происходило дополнительное закаливание детей.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аромштам М. Игры на влажном песке//Дошкольное образование - июнь №12 2006
2. Андрунь С. Чудеса из песка //Обруч №3 2007
3. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика/январь, февраль/ 2007
4. Бережная Н. Ф. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика /июль, август/ 2006
5. Грабенко Т. М. Игры с песком или песочная терапия//Дошкольная педагогика №5 /сентябрь, октябрь/ 2004
6. Горошкова Л. Игры с песком и водой//Дошкольное воспитание №6/89
7. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии
8. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии/СПб. : Речь: ТЦ Сфера, 2001
9. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Коррекционные развивающие и адаптирующие игры Спб. : Детство – Пресс, 2002
10. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке: Практика песочной терапии (диск)
11. Кичура В. В. Конспекты занятий с использованием песочной игротерапии с детьми старшего дошкольного возраста//Дошкольная педагогика /май/2008
12. Кондратьева С. Ю. Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с ЗПР//Дошкольная педагогика /май, июнь/ 2005
13. Семенова О. В. Использование песочной терапии при работе с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии//интернет
14. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – Спб. : Речь, 2008.
15. Ульянова Э. Расти, репка на песке//Дошкольное образование №12 июнь 2006
16. Шиманович Ю. Тайна песочницы// Обруч №4 2008