Валентина Алексеевна Куприянова
Опытно-экспериментальная работа по использованию методов ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа опытно-экспериментальной работы по применению ТРИЗ – технологии в практики дошкольной образовательной организации
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных образовательных организациях, согласно вступившему в силу ФГОС – воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленнoм формирoвании твoрческих спoсoбнoстей, развитии нестандартного видения мира, сильного мышления у всех детей, которые посещают ДОО.
Публикация «Опытно-экспериментальная работа по использованию методов ТРИЗ-технологии для развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им придумывать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Одной из таких эффективных педагогических технологий, реализуемой в дошкольной образовательной организации, является ТРИЗ.
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по применению методов ТРИЗ в практике ДОО рассчитана на 2 года, основывалась на разработанной Программе и осуществлялась поэтапно.
Программа способствует формированию у детей творческих способностей, воспитанию творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях действительности. Данная Программа разработана на основе методического пособия Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду», методического комплекта Сидорчук Т. А. «Я познаю мир», методического сборника статей о ТРИЗ «ТРИЗ в системе дошкольного образования».
При подготовке непрерывно образовательной деятельности использовались методические материалы специалистов по ТРИЗ : И. Я. Гуткович, А. В. Корзун, И. Н. Мурашковской, С. Н. Ладошкиной, А. А. Нестеренко, А. М. Страунинг, Т. А. Сидорчук, Н. В. Рубиной, М. Н. Шустермана, а также авторские разработки С. И. Гин.
Занятия, запланированные в Программе, рекомендовано проводить в течение двух лет с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа предусматривает в первый год обучения 30 НОД и два занятия отводится на педагогическую диагностику, а во второй – 30 НОД и два занятия на педагогическую диагностику.
В программе первого года обучения предлагается изучить следующие темы: «Противоречия», «Системный оператор», «Метод маленьких человечков» (ММЧ, «Ресурсы», «Сочинение загадок».
Второй год обучения предполагает обучение приемам фантазирования, придумывания нового объекта, рассказу по картинке (методика И. Н. Мурашковской, обучение навыку классификации (методика Т. А. Сидорчук). В программе второго года обучения кроме непрерывно образовательной деятельности (далее - НОД) предлагается серия познавательных упражнений, которые педагоги могут использовать в повседневном общении с детьми. Кроме того, в каждое основное НОД включается практическая деятельность (рисование, лепка, аппликация) на тему занятия. Продолжительность всего НОД 25-30 мин.
В программе представлен примерный перспективный план.
Цель Программы – развитие системного мышления и фантазии детей, с пониманием происходящих процессов; предоставить педагогу инструментом по конкретному практическому воспитанию у детей качества творческой личности, способной понимать противоречие и единство окружающего мира; обучить приемам решения возникших проблем.
Задачи Программы: в воспитании личности – продолжить формировать качества творческой личности на понятийной основе; сформировать навыки творческой исследовательской работы; развивать умение принимать подходящие решения учебной задачи для достижения цели; развивать творческое воображение; закреплять становление целенаправленной деятельности; повышать самосознание; формировать умение реально оценивать свои поступки и действия; обучать умению планировать итоговую цель и прогнозировать промежуточные результаты, видеть и устанавливать их связь. В познавательной деятельности – закреплять системное видение мира: выделение обобщенных признаков и свойств этих предметов, окружающих ребенка, обнаружение связей и зависимости между ними (цвет, форма, величина, количество, расположение в пространстве, во времени); раскрывать ребенку не случайные связи, а существенные и системные их стороны и особенности в области взаимоотношений людей и культуры; формировать умение представлять себе предметы и явления, знакомые ребенку из предыдущего опыта, но отсутствующие в данный момент; продолжать знакомить с элементарными правилами безопасности жизни на понятийной основе; знакомить с процессом труда людей как системой разнообразных и взаимосвязанных трудовых действий; знакомить детей с разными сторонами действительности; формировать овладение лексической грамотностью; умение свободно вести беседы на интересующие ребенка темы, анализировать события, произошедшие в ДОО и дома; упражнять в умении формулировать противоречия с небольшой помощью педагога, приемам их разрешений (принцип разделения противоречивых свойств в пространстве и во времени; принцип копирования; принцип «наоборот»; принцип посредника; принцип «матрешки»; принцип предварительного воздействия; принцип объединения; принцип изменения окраски; принцип однородности).
Программа внутри состоит из небольших блоков, которые включают в себя развитие творческого воображения (РТВ, общую теорию сильного мышления (ОТСМ) и теорию развития творческой личности (ТРТЛ). Для каждого из предлагаемых блоков в Программе сформулированы общие задачи: сформировать у дошкольников умение видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации; упражнять детей в умении представлять событие в последовательности его развития, устанавливать зависимость между отдельными событиями, развивать умение использовать приемы фантазирования в создании новых образов, планировать действия; упражнять в умении проявлять способность «войти» в изображаемые события – словесно выражать состояние героя, сверстника, взрослого; формировать умение оперировать экранами системного оператора, морфологического анализа при рассмотрении реальных и создании фантастических объектов и явлений; способствовать самостоятельно составлять сказки, рассказы, используя приемы фантазирования; закреплять умение решать сказочные и жизненные задачи по возможности самостоятельно или с помощью сверстников, взрослого.
Особый акцент в Программе отводится на педагогический поиск. Педагог не раскрывает перед детьми готовые решения поставленной проблемы, он помогает детям найти пути решения самостоятельно, побуждает детей рассуждать, создает ситуацию для противоречия.
В Программе работу с дошкольниками по использованию ТРИЗ – технологии предлагается вести поэтапно. Первый этап – работа над противоречиями (научить детей находить и различать противоречия); второй этап – развитие фантазии (научить детей фантазировать, придумывать, изобретать); третий этап – решение сказочных задач (научить детей преодолевать трудности, решать поставленные задачи); четвертый этап – применение полученных знаний на практике (научить детей использовать нестандартные решения проблем).
Чтобы правильно организовать совместную работу педагогов ДОО с дошкольниками Программа предусматривает различные методы и приемы, применяемых в ТРИЗ. В работе со старшими дошкольниками в данной Программе представлены следующие методы : метод фокальных объектов (МФО) – объект, который находится в центре внимания; мозговой штурм – активизация творческого мышления (возникает стихийно, при решении какой – либо познавательной задачи. Один из приемов этого метода – символические аналогии); системный оператор – применяется при изучении той или иной системы, либо при рассмотрении элементов системы; типовые приемы фантазирования (ТПФ) – активизирует мыслительную деятельность людей – изобретателей ( приемы: деление – объединение; уменьшение – увеличение; оживление – окаменение; наоборот; преобразование признаков времени; специализация - универсализация); метод моделирование маленькими человечками (ММЧ) – методика ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы.
Особое внимание в Программе отводится значимости технологии ТРИЗ для дошкольного детства, а именно гуманистический характер обучения, основанный на решении актуальных и полезных задач, позитивное влияет развивающей технологии на актуализацию познавательной потребности, стремление научиться чему – нибудь новому и стать лучше; овладев всеми мыслительными операциями по сохранению творческого продукта, дошкольник успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. Он умеет и хочет сам учиться. У него высокий уровень познавательной активности, ярко выраженное творческое мышление, развитое воображение.
В программе также прописаны некоторые подходы, по которым строится НОД. Учитывая это, НОД планируется с учетом следующих правил:
1. Меньше информации, больше рассуждения;
2. Обсуждение проблемных ситуаций (мозговой стурм);
3. Рассмотрение проблемы во взаимосвязи между явлениями действительности (системный подход);
4. Рассмотрение проблемы с учетом включения в процесс познания всех доступных для детей мыслительных операций и средств восприятия (обоняние, осязание, схематичность, наглядность, выводы).
5. Активизиция творческого воображения.
В Программе предоставляется подробный перспективный план на два года обучения, с названиями тем занятий (НОД) и целями (см. Приложение А, Б).
Программа обеспечена методическим комплектом для проведения педагогической диагностики с дошкольниками. Диагностическое обследование детей проводится с целью проверки уровня освоения воспитанниками методического комплекса «Я познаю мир», разработанного Т. А. Сидорчук. Мониторинг знаний и умений проводится 2 раза в год. Методический комплекс состоит из индивидуальных маршрутных листов и сводных карт (см. Приложение 3, составленных с учетом возраста детей. Полученные результаты в ходе педагогического наблюдения фиксировались в маршрутных листах для работы с детьми данной возрастной группы, а полученные данные по группе в целом в сводных картах для определения результатов в целом по всей группе и дальнейшей корректировке рабочих программ и индивидуальных маршрутов.