Лучший педагог года

Мастер-класс «Музицирование как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе»

Ирина Татаринцева
Мастер-класс «Музицирование как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе»
▼ Скачать + Заказать документы

Я - музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №1 "Аленушка"

Тема моего мастер-класса «Музицирование, как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе «Развеселая игра».

Цель: ознакомление участников мастер-класса с методами развития творческих способностей детей посредством элементарного музицирования.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс „Музицирование как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе“» размещена в разделах

- представить участникам мастер-класса методы и приемы элементарного музицирования

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на приобретение собственного опыта по данной теме.

«Педагогическая ценность детского творчества заключена в самом процессе творчества»

(Болеслав Леопольдович Яворский.)

С целью развития детской одаренности и индивидуализации образовательного процесса, как основного приоритета, я использовала индивидуальные и подгрупповые формы работы (в парах – дуэт, в тройках – трио.)

Для выявления одаренности детей я провела первоначальную диагностику. Музыкальные задатки были выявлены у 7,7% детей младшего возраста и у 15% детей среднего дошкольного возраста. Проанализировав результаты, я обратила внимание, что почти у всех детей есть желание играть на каких-либо музыкальных инструментах.

Поэтому, планируя работу по созданию эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей, я выбрала музицирование как приоритетный вид музыкальной деятельности.

Что же такое элементарное музицирование (ЭМ? Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.

Я целенаправленно занималась поиском интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Ценной находкой стала технология Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», созданная по системе музыкальной педагогики К. Орфа, где музыкальные инструменты составляют главную строку в успехе музыкального развития детей.

Основные виды деятельности, которые я использую на занятиях ЭМ:

- звучащие жесты;

- игра на детских музыкальных инструментах;

- речевое музицирование;

- пение;

- озвучивание стихов, сказок;

- танец;

- импровизированное движение;

- пантомима;

- спонтанная импровизированная театрализация.

На некоторых видах деятельности и методических приемах я остановлюсь более подробно и постараюсь показать их практическое применение.

«Звучащие жесты».

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела: хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т. д. Звучащие жесты позволяют организовать музицирование при отсутствии любых других инструментов. Звучащие жесты являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма, т. к. оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека. Поэтому этот вид деятельности я использую с первого знакомства с детьми.

Приглашаю для демонстрации 10 участников.

Музыкально-ритмический этюд «Поздороваемся- познакомимся»

Итак, музыкальное приветствие:

- Здрав-ствуй-те, де-ти! (IПII)

- Здрав-ствуй-те! (III)

Знакомство.

Зовут меня Ирина Владимировна. Но когда я была девочкой, меня звали просто И-ри-на (хлопки). А мои родные называли меня ласково: И-ри-ш-ка (шлепки). Сейчас мы все познакомимся. Свое короткое имя вы будете произносить, сопровождая хлопками, а ласковое имя мы будем произносить вместе, сопровождая шлепками (выполнение задания). Вот мы и познакомились. Теперь нужно сделать музыкальную зарядку.

Музыкальная зарядка.

Перед каждым упражнением я буду говорить маленькое стихотворение :

1. Тюшки-тютюшки, сделаем хлопушки. Что надо приготовить? (руки). Первый раз слушаем: Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп-хлоп-хлоп! Хлоп! Хлоп! Хлоп!- Повторяем со словами - Теперь сами - А теперь без слов

2. Тюшки-тютюшки, сделай топотушки: Топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ-топ! Топ! Топ! Топ! - Еще раз! Хорошо живет на свете Вин-ни-пух! - Теперь сами

3. Тюшки-тютюшки, щелкушки и шлепушки! -- Скажем: щелк, щелк, шлеп-шлеп-шлеп! - Еще раз! - Сами!

4. Тюшки-тютюшки, бомбушки, топотушки! - Бом! Бом! Бом-бом-бом! Топ! Топ! Топ! - Сами! --- --- Замечательно! Вот мы и сделали зарядочку.

Музыкально-ритмический этюд «Звучащие жесты»

Под музыку веселую двигаться хотим?

Звучащими жестами ритм передадим.

Звучит «Ливенская полька», на каждую фразу поочередно выполняем ритмичные движения - звучащие жесты: а)два хлопка; б) два шлепка по коленям; в) два притопа; г) два щелчка над головой.

- Молодцы! Просто замечательно!

В таких играх у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений и, самое главное – ритмический слух.

Речевое музицирование – это ритмическая декламация стихов, потешек, прозаического текста. В речевых упражнениях стараюсь использовать все возможности нашей речи: различные регистры, тембр, динамику голоса (крик, шёпот, плавную и отрывистую речь, разный темп, так как это развивает интонационный слух ребёнка. Тексты подбираю таким образом, что после одной-двух фраз ребенку дается возможность что-либо изобразить шумом.

«В лесу»

Я предлагаю совершить увлекательную поездку в лес.

( Распределяю роли: лошадка, ветер, дятел, зайки (2, белка, лисичка, ручеёк, цветок)

( Инструменты: трубчатый ксилофон, бубенцы, ложки, маракасы-2, кастаньеты-2, пакет, металлофон, колокольчики-2, рубель, тарелки)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Ветер шумит (шумелка) Дятел стучит (ложки)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Зайки сидят, От страха дрожат (маракасы)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Белка на ветке орешки грызёт (кастаньеты) Рыжая лисичка зайчишку стережет (шуршун)

Едем, едем на лошадке По лесной дорожке гладкой Скок-скок-скок, (трубчатый ксилофон) Скок-скок-скок!

Зажурчал ручеёк (бубенцы) Распустился цветок (колокольчик).

Ехали мы, ехали, Наконец приехали! С горки – Ух! (рубель) В ямку – Бух! (тарелки)

Молодцы! Вы все отлично справились с заданием.

Импровизированное движение.

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.

Барабан гремит, Двигаться велит!

Послушайте, что барабан велит делать: (исполняю различные ритмы)

- Шагать.

- Скакать

- Бежать

- А так? (Замереть, не шевелиться. Изменить позу. Стать по- другому)

Танцевальная импровизация «Море»

(Раздать шарфы)

Внимание! Сейчас произойдёт волшебное превращение… «Раз, два, три – повернись, в волну морскую превратись, на дно морское опустись!

(Звучит фонограмма моря. Дети сидят на коленях, свободно располагаясь по залу. Лица закрыты газовыми платками, которые держат в руках).

Педагог: «На море лёгкий бриз. Ветер пробежался по волнам и разбудил дремлющее море. Волны проснулись, зашевелились, заиграли с первыми лучами солнца (платком размахиваем вправо-влево). Всё больше и больше море наполнялось движением. И вот каждая волна встала во весь рост, показывая свою красоту (медленно поднимаемся, продолжая размахивать платком). Ветер приглашал волны в морское путешествие, и они побежали вперёд, догоняя друг друга (двигаемся свободно по залу, передавая движениями платка бегущую волну). Волна плыла всё дальше и дальше, унося с собой звуки прибоя и крики чаек. Иногда две волны встречались, приветствовали друг друга, общались, мирно беседовали (общаемся в парах). На самой глубине моря волны встречались все вместе, чтобы поболтать, рассказать последние новости, пошептаться, и потом снова убегали к берегам (собираемся в центре круга, поднимаем быстрым движением платок вверх и волнообразным движением опускаем вниз, двигаемся из круга). Весь день без устали волны плывут, гонимые ветром, уносят вдаль прекрасные корабли и яхты, и только к вечеру ветер стихает, волны успокаиваются и мирно засыпают. Наступает полный штиль (садимся на колени, накрываем голову платком и засыпаем).

Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

Игра на детских музыкальных инструментах

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха.

Инструментальная зарисовка.

Посмотрите! Я увидела эту картинку и придумала слова: «Ге-на кро-ко-дил (2 хлопка, 3 шлепка) Пе-сню по-да-рил (2 хлопка, 3 шлепка)

- Повторим вместе со словами

- Теперь слова в голове, только жесты

- Прекрасно! Теперь под музыку!

- А сейчас возьмите инструменты. Исполним все вместе, соблюдая ритм

Рефлексия:

Подведем итоги.

Мне было приятно с вами работать! Спасибо! На память о нашей встрече примите эти веселые смайлики.

Результат моей работы - положительная тенденция в развитии музыкальных задатков и способностей детей. На данном этапе участия в проекте 60% детей проявляют интерес и активное участие в музыкальных занятиях; 45% чутко реагируют на характер и настроение в музыке; 40% способны правильно повторить несложный музыкальный ритм; 65% свободно и легко выполняют элементарные танцевальные движения; 20% узнают знакомые мелодии по первым звукам и 100% желают играть на музыкальных инструментах.

Элементарное музицирование способствует появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах, формирует эмоционально. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

И закончить выступление хочу словами Карла Орфа:

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка».

Публикации по теме:

Фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение.  Определение «фольклор» ввел английский.

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Фотоотчет о детско-взрослом сообществе «Цирк»Фотоотчет о детско-взрослом сообществе «Цирк» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вам фото отчет с нашего детско-взрослого сообщества: «Цирк!Цирк!Цирк!». Это очень.

Мастер-класс для воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Мастер- класс для воспитателей на тему «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» воспитатель МБДОУ.

Мастер-класс «Игры Воскобовича как средство развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня я хотела бы вас познакомить с удивительными развивающими играми В. В. Воскобовича. которые соответствуют современным.

Мастер-класс педагогов «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Образовательная область: «Художественное развитие» Цель: развитие у детей художественно-творческих способностей средствами пластилинографии.

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей….

Презентация «Коллаж, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста В современном мире стремительного развития техники и информационных.

Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Музицирование как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе»
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 22:45
+41Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Музицирование как средство развития творческих способностей детей в детско-взрослом сообществе»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Татаринцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД