юлия колчина
Приложение к программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЛОЖЕНИЯ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта.
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой,
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру…Подобно Богу
Мы создадим свой Мир чудес,
Пройдя Познания дорогу.
(Т. Грабенко)
В ручейке вода струится,
В речке плещется вода.
Мы водою будем мыться,
Без воды нам никуда.
Публикация «Приложение к программе формирования коммуникативных навыков у детей с РАС средствами песочной терапии „Песочная страна“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Городок наш песочный,
Ты стоишь над рекой.
Ты уютный, красивый,
Хоть не очень большой.
Здравствуй, солнце красное,
Здравствуй, утро ясное.
Здравствуй наш песочек,
Желтенький дружочек!
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочный Человек, приди!
(Т. Грабенко)
В ладошки наши посмотри –
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем ты всем нам подрасти помог!
(Т. Грабенко)
(от лица Песочного Человечка)
Я вас слушал, я вас слышал,
Вот такие молодцы!
Вы – волшебники-творцы.
Я открою вам секреты,
Только знать надо при этом
Правила моей страны.
Очень все они просты!
Я сейчас их изложу
И запомнить попрошу!
Вы готовы мне внимать?
Значит, можно начинать?
Повторяйте все за мной!
Вредных нет детей в стране –
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок – мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня!
Или надо повторить!
Чтоб запомнить и дружить!
(Т. Грабенко)
Вот какие малыши!
Как один все хороши!
Дом построили песочный.
Дом красивый! Это точно!
Есть окошки, крыша, двери.
Там живут игрушки-звери.
Мы сейчас гулять пойдем,
Тоже будем строить дом!
(Н. В. Нищева)
Нас сегодня ждет песочек
Чистый, свежий, золотой.
Залезай сюда, дружочек:
Хочешь рой, а хочешь строй.
Поселок наш песочный,
Любимый и родной,
Уютный и красивый,
Хоть и не большой!
Загадка
Из меня куличек печь удобно,
Только есть его нельзя,
Я сыпучий, желтый,
Несъедобный,
Догадались вы кто я?
(песок)
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ
1 вариант
«Песочная Фея загрустила, потому что ее подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная Фея просит тебя :
1. береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. если случайно песок высыпался – покажи взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу, нельзя выбрасывать песок из песочницы;
2. песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей, нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей;
3. песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носы, поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу».
2 вариант
1. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
2. Нельзя бросать песок в других или брать его в рот.
3. После игры надо помочь Песочной фее (хозяйка песочницы, Королева песочного мира, гномам и т. п.) убрать все игрушки на свои места.
4. После игры в песке надо помыть руки.
ОПИСАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
Упражнение «Здравствуй песочек»
Дети различными способами дотрагиваются до песка.
Положите ладошки на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Какой песок? (сухой, шершавый, мягкий).
Давайте с ним поздороваемся: "Здравствуй, песочек!".
Послушайте… Он с вами здороваемся. Вы все слышите? …Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он сговорит тихим голосом.
А давайте его развеселим! Пощекочем его сначала одной рукой каждым пальчиком, затем другой. А теперь пощекочем двумя руками.
Теперь плавными движениями как змейки побежали по песку пальчиками.
Вы слышите, как он смеется?
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы как маленькие должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами отвернемся, возьмем друг друга за руки, крепко закроем глаза и произнесем заклинание. Когда дети отворачиваются, психолог прячет в песке мелкие игрушки.
Познавательная игра «Собери картинку»
Дети окапывают в песке паззлы и составляют из них целую картинку.
Игра «Зарывание секретиков»
Если занятие индивидуальное, то "секретики" зарывает взрослый, а если групповое - то каждый ребенок в "секрете" от другого.
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5 - 6 предметов. Затем ребенок приглашается к ящику с песком и ему предлагается "по секрету" зарыть (закопать, спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие "секретики" зарыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопок по открывающимся частям догадаться, что там спрятано и описать (т. е. на ощупь узнать находку). Дети по очереди зарывают "секретики" и отгадывают друг у друга, что спрятано в песке.
Другой вариант.
Взрослый предварительно закапывает в песок "волшебные камешки доброты" (разного цвета). Ребенку дается кисточка (если песок сухой) или руками (если песок мокрый) начинает откапывать "секретики" (по очереди). И в процессе раскопок по открывающимся частям камешка, нужно описать его цвет. Затем взять "волшебный камешек доброты" в руку, подержать и передать другому - поделиться добротой камешка и своей добротой со всеми ребятами ("камешек доброты" передается из рук в руки по кругу).
Игра-тренинг на снятие напряжения «Песочное море».
Дети под руководством педагога делают в песочнице море. Погружают ладони в песок и медленно двигают пальцами, стараясь не задеть закопанные фигурки.
Игра «Черепашки»
Детям нужно изобразить черепашку и как можно медленнее добраться до указанного места. Кто придёт к финишу последним, тот и победитель.
Игра «Следы на песке»
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Игра «Наведи в песочнице порядок»
Перед ребенком в песочнице лежат буквы в перевернутом и правильном положении. Сначала педагог предлагает назвать только те буквы, которые лежат правильно, затем перевернуть те буквы, которые лежали неправильно, и назвать их.
Игра «Угадай, что тебе попалось в руки»
Ребенку предлагается опустить руки в песок, найти фигурку и, не доставая ее из песка, определить, что ему попалось в руки.
Игра «Чего не стало?»
Ребенок закрывает глаза, и в это время педагог убирает один или несколько предметов. Можно поменять предметы местами и попросить ребенка «навести порядок».