ксения мартынова
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование мотивационных приемов в песочной терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: освоение новых педагогических приемов работы с детьми в практической деятельности, сплочение педагогического коллектива.
Задачи:
Познакомить с преимуществами песочной терапии;
Продемонстрировать мотивационные техники для песочной терапии;
Предоставить возможность опробовать предлагаемые игры.
Оборудование:
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум» К. Г. Юнг
Публикация «Мастер-класс для педагогов ДОУ „Использование мотивационных приемов в песочной терапии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песни-переделки. Тексты переделанных песен
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? Представьте.
Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.
Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой. Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз. Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть. Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
Психоаналитики Карл Юнг и Анна Фрейд, используя в своей психотерапевтической работе с детьми песочницу, утверждают, что песок способствует снижению эмоциональной напряженности, а игра с миниатюрными фигурками дает возможность ребенку в символической форме выразить и донести до взрослого свои эмоциональные проблемы.
Песочная терапия может помочь детям с познавательными проблемами. К таким проблемам относятся: рассеянное внимание, трудности при запоминании и пространственном восприятии, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие речи и мыслительных навыков, а также коммуникативные затруднения. Предложенные занятия с использованием песка направлены на развитие этих процессов. Работа в песочнице не только обогащает чувственный, тактильный опыт ребенка, но и мотивирует его к решению предложенных психологом задач, так как вызывает положительные эмоции и интерес благодаря необычному материалу.
Ребёнок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшую его ситуацию с помощью игрушечных фигурок, создавая картины собственного мира из песка, ребёнок освобождается от напряжения, тревог, агрессии.
Нужно отметить, что при создании композиций на песке вовсе не нужны какие-либо специальные навыки, как например, при простом рисовании или конструировании. Поэтому исключены любые ошибки и нет понятия «неправильно». Поэтому, во время игры с песком, вы чувствуете себя более раскованно и не склонны излишне контролировать и оценивать свои действия. Ведь понятия «красивая» или «правильная» песчаная композиция просто не существует. В то время как, например, в живописи или лепке всегда присутствует оценка правильности своих действий.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В этом и есть новизна данной методики.
Для занятий песочной терапией необходим деревянный ящик 50-70-10 см. Может одновременно заниматься до4 человек.
Игрушки для песочной терапии :
Человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки. Их можно подбирать отдельно, а можно приобрести игрушки в магазине отдельными тематическими группами.
Фигурки животных. Пойдут фигурки из «киндер сюрприза». Это могут быть дикие, домашние, доисторические животные.
Предметы домашнего обихода: детская посуда, домики, флаконы из-под духов и туалетной воды, коробочки из-под кремов.
Сказочные персонажи добрые и злые.
Персонажи из комиксов и «мультяшные» герои.
Украшения, сувениры.
Природные элементы: ветки, цветы, коряги, интересные сучки деревьев.
Все эти сокровища должны храниться в определенном месте, как бы жить в своем домике.
Функции песочной терапии :
- развивающие,
- психокоррекционные,
- психотерапевтические,
- дидактические.
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ:
1. развивающие (познавательные) игры на песке
Цель - расширение представлений ребенка об окружающем мире «проигрывание»разнообразных жизненных ситуаций
2. Коррекционные игры
Цель - коррекция эмоционально-волевых нарушений (гиперактивности, агрессивности,тревожности)
3. Психопрофилактические игры
Цель - снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.
1. Рисование на песке дыханием через трубочку для коктейля
2. Рисование на очень мокром песке заостренным тонким предметом
3. Пересыпание песка из разных емкостей
4. Строительство замков из очень мокрого песка
5. Создание Волшебного круга на песке с использованием мелких предметов (ракушки, бусинки, фасоль, разноцветного и разнофактурного песка.
Структура занятия:
1. Ритуал вхождения в песочный мир ( сенсорная стимуляция: правила игр на песке, формулировка темы занятия, демонстрация песочницы и игрушек)
2. Основная часть занятия (новая игра, упражнение в соответствии с задачами занятия)
3. Релаксационное упражнение и построение песочной композиции (мира)
4. Ритуал выхода из песочного мира (Рефлексия занятия - итоги, выводы).
Практическая часть мастер-класса. (из мастер-класса Елены Тарариной).
Сегодня мы поговорим о мотивационных техниках. Без мотивационных игр в песок мы не заходим. Мы будем делать простые упражнения, которые помогут нам исследовать песок, познакомиться с его возможностями.
1. Задание.
Из кучки песка, которая у вас на столе, сделайте максимально высокую горку.
2. Задание.
Есть 3 песочных дождя (маленький, средний, высокий). Ваша задача сделать 3 вида дождя и отметить, какой дождь вам самый интересный, соответствует вашему состоянию.
3. Задание.
Из кучки вашего песка сделайте блинчик, толщиной с мизинчик, ровный, круглый. Это тарелка. Пользуясь только двумя мизинчиками, желательно одновременно расписать вашу тарелку, за контур тарелки можно выходить. Расписать очень красиво.
Вы, чувствуете, как меняется ваше отношение к песку. Формируется мотивация, доверие к песку.
4. Задание.
Сейчас из своей тарелки сделайте квадратик, толщиной с мизинчик. В своем квадратике, используя только отпечатки пальцев, создайте животное, которое вас восхищает. Постарайтесь сделать его правдоподобным, чтобы сосед смог догадаться, кто у вас получился.
Это все приемы мотивационного рисования на песке.
Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача посоревноваться с партнером в парах.
5. Нужно придумать по 5 способ перемещения песочных масс. Придумываем и показываем по очереди. Кто не может придумать по 5 приседаний. Это упражнение можно использовать в работе с детско-родительскими парами. Развивается творчество и фантазия.
6. Зарывание кисти. Ваша задача придумать по три способа зарывания кисти или пальцев руки до запястья.
7. Действие по образцу. Один делает что-либо из песка, а второй повторяет. Один ведущий, а второй ведомый. По сути это проверка на обучаемость. Необходимо делать то же действие, что и ваш партнер, в том же ритме. По 1,5 минуты каждому.
8. Обратное действие. Один делает на своей кучке песка, а второй делает обратные действия на своей кучке. Задача первого все время провоцировать партнера к повтору. Например, один сыплет кучку, а второй разбрасывает песок; один рисует круги, а второй квадраты, замедляется – ускоряется и т. д. удивите партнера, чтобы он ничего не смог придумать.
Это упражнение дает возможность здоровой конкуренции, где мотивация формируется у обоих, где никто никому ничего не должен. Затем поменяться. Не разговаривать во время выполнения задания.
Наш мастер-класс подошел к концу. Сегодня мы рассмотрели только мотивационные игры. Если вам было интересно возьмите веселый смайлик, а если нет, если ничего нового и интересного вы для себя не открыли- грустный. Положите смайлики на блюдо. Большое спасибо за участие. Всем творческих успехов.