Приложение МААМ

Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»

Юлия Абраменко
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 2. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К. Е. Тимирязев

Слайд 3. Цель: Дать участникам мастер-класса практические знания, об опытно-экспериментальной деятельности и возможности применения их на практике.

* Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области, с целью развития творческого потенциала.

* Распространение педагогического опыта.

Публикация «Мастер-класс „Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей“» размещена в разделах

Слайд 4. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности. А педагогические технологии способствуют этому.

Слайд 5. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Слайд 6. Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на основе современных образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести :

здоровьесберегающие технологии;

технологии проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

информационно-коммуникационные технологии;

личностно-ориентированные технологии;

технология портфолио дошкольника и воспитателя;

игровая технология;

технология «ТРИЗ» и др.

Слайд 7.

Сегодня мы рассмотрим и попробуем применить технологию исследовательской деятельности.

Слайд 8. Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.

Слайд 9. Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности :

эвристические беседы;

постановка и решение вопросов проблемного характера;

наблюдения;

моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

опыты;

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

подражание голосам и звукам природы;

использование художественного слова;

дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

трудовые поручения, действия.

Слайд 10. Содержание познавательно-исследовательской деятельности

. Опыты (экспериментирование)

Состояние и превращение вещества.

Движение воздуха, воды.

Свойства почвы и минералов.

Условия жизни растений.

2. Коллекционирование (классификационная работа)

Виды растений.

Виды животных.

Виды строительных сооружений.

Виды транспорта.

Виды профессий.

3. Путешествие по карте

Стороны света.

Рельефы местности.

Природные ландшафты и их обитатели.

Части света, их природные и культурные «метки» - символы.

4. Путешествие по «реке времени»

Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).

История жилища и благоустройства.

Слайд 11. Малыш — природный исследователь окружающего мира.

Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме - игра. Экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности.

Слайд 12. Экспериментирование

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ДЕТСКОЙ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ

УМЕНИИ РАССУЖДАТЬ, ДЕЛАТЬ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Слайд 13. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ

С РЕАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Живая природа, Неживая природа, Рукотворный мир.

С АБСТРАКТНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Слово, Представления, Отношения.

Слайд 14. Задание: выстроить последовательность детского экспериментирования.

Вам представлены слова:

- выдвижение гипотезы,

- проверка предположения,

- целеполагание,

- проблемная ситуация,

- формулировка вывода,

- новая гипотеза.

Слайд 15. Правильный ответ:

1. Проблемная ситуация.

2. Целеполагание.

3. Выдвижение гипотез.

4. Проверка предположения.

5. Если предположение подтвердилось: формулировка вывода.

6. Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация её в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода.

Слайд 16. Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

Для этого я приглашаю вас в мою школу Волшебства, где вы сами станете немного волшебниками.

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

 В маленького волшебника превратись»

Слайд 17. Урок волшебства №1. «Вода из снега».

Состояние воды зависит от окружающей температуры. Тепло – капельки из тучки спускаются к нам в виде дождика. Холодно – капельки превращаются в снежинки. Но и то и другое – вода.

В ладошки положим снег и скажем такие слова:

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму и снег и снежинки люблю,

Но где же снежинки? В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно ладошки мои горячи.

(Снег под действием тепла превращается в воду.)

Слайд 18. Урок волшебства №2. «Волшебные краски» (Смешивание цветов)

Давайте смешаем краски разного цвета.

При смешивании получаются новые цвета.

Если к синей добавить желтой, получится зеленая вода; если в красную воду добавить синей краски, получится фиолетовая, если к желтой красную, получится оранжевая.

Слайд 19. Урок волшебства №3. «Плавающий апельсин»

Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удаться. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Слайд 20. Урок волшебства №4. «Мыльные пузыри»

Давайте немножко поиграем. Предлагаю всем попускать мыльные пузыри. Сначала одни волшебники их будут надувать, а другие ловить, а потом наоборот.

Если дунуть посильней,

Будет много пузырей!

Раз, два, три, четыре, пять,

Не за что их не поймать.

Что находится внутри мыльных пузырей, как вы думаете?

Слайд 21. Урок волшебства №5. «Зарядись»

Смешаем перец и соль и тщательно их перемешаем. Можно ли теперь разделить соль и перец? Очевидно, что сделать это весьма затруднительно! Надуем небольшой воздушный шарик. Потрем шарик о шерстяной свитер, затем поднесем его к смеси соли и перца. Произойдет чудо! Перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе. Это еще один пример действия статического электричества. Когда мы потерли шарик шерстяной тканью, он приобрел отрицательный заряд. Потом мы поднесли шарик к смеси перца с солью, перец начал притягиваться к нему. Это произошло потому, что электроны в перечных пылинках стремились переместиться как можно дальше от шарика. Следовательно, часть перчинок, ближайшая к шарику, приобрела положительный заряд и притянулась отрицательным зарядом шарика. Перец прилип к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда мы подносим к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда, она остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

Вывод: В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Слайд 22. Урок волшебства №6. «Соленая радуга»

Скажите мне, пожалуйста,

Какая нота и продукт называются одинаково?

Правильно!

- Сегодня с вами мы будем преобразовывать самую обыкновенную соль.

- Как вы думаете можно ли окрашивать соль?

Можно, а как это можно сделать?

Хочу открыть вам маленький секрет и поделиться с вами самым, легким и самым быстрым способом окрашивания соли.

Предлагаю сделать вот такие цветные баночки. И подарить их самому близкому человеку.

1. Вам нужно взять чистый лист бумаги и насыпать на него 2-3 лож. соли.

2. А теперь возьмите мел любого цвета и раскатайте его по соли. Немного нажимайте на мелок, что бы он отдал свой цвет соли. Цвет должен получиться насыщенным.

3. У кого получилось окрасить соль в нужный цвет, аккуратно пересыпьте ее в стеклянную баночку. Чтобы поделка смотрелась интересней, пересыпайте соль в емкость под углом, поворачивая банку. Только делайте это очень аккуратно, чтобы слои соли не перемешать.

4. Далее, опять насыпаем соль и повторяем эту процедуру с мелом другого цвета. Поочередность цветов выбирайте сами.

5. Получается, Заполнили полностью слоями соли разного цвета.

Немного постучите об стол. Самое главное не трясите банку во время работы.

Сделали, покажите свои баночки, как красиво получилось.

Молодцы, А вот представьте, что эту разноцветную баночку вам нужно подарить, кому вы подарите? Представили? Скажите Какие же ощущения он будет испытывать?

Слайд 23. Ой, коллеги-волшебники, мы с вами так увлеклись, что и не заметили, как пришло время возвращаться опять в детский сад. Вы сегодня отлично потрудились и многому научились. А скажите мне, уроки волшебства в моей школе вам понравились? А что больше всего вам запомнилось?

Ну, а теперь прошу всех закрыть глаза, мы возвращаемся…

«Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

 В воспитателя превратись»

Слайд 24. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская работа по теме «Астрагалы «Кажык» в социально-коммуникативном и познавательном развитии детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Сылдысчыгаш» комбинированного вида города Кызыла РТ План.

Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего.

Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования Можарской средней.

Консультация для педагогов «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Эксперимент- метод проверки выдвинутой идеи, гипотезы, разработанных новшеств. Экспериментирование может использоваться в различных видах.

Ландшафтный дизайн в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Вершинина Надежда Петровна руководитель.

Мастер-класс для педагогов «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников». Часть первая часть 2 Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитии дошкольников» Цель: Создать условия для формирования знаний.

Мастер-класс для педагогов «Использование сказок в познавательно-речевом развитии». Часть вторая. Практика часть 1 Мастер-класс «Использование сказок в познавательно-речевом развитие» Практическая часть Слайд 1 - Уважаемые коллеги, я предлагаю.

Мастер-класс «Использование техники изонить в развитии художественных способностей детей дошкольного возраста» Цель: Познакомить педагогов с техникой изонить, о ее истории. Дать представления о выполнении простых элементов - угол. Предварительная.

Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам всем встать в круг. Сегодня нашим.

Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»
Опубликовано: 27 апреля 2016 в 18:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Использование технологии исследовательской деятельности в познавательном развитии детей»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Абраменко (УИ 401006) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД