Оксана Конышева
Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательная деятельность связана с изменениями, происходящими в жизни современного общества. Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки.
Публикация «Использование исследовательской деятельности в процессе развития элементарных математических представлений у детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Лев Семёнович Выготский.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Она оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.
Усвоению достаточно сложных математических знаний формированию интереса к ним помогает экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность используется в основном в экологическом и познавательном развитии дошкольников. Мне же интересно было посмотреть, как можно использовать исследовательскую деятельность для математического развития.
В педагогической деятельности существует множество технологий. Для меня же более интересной показалась проблемно-исследовательская технология, и я решила ее применить на практике. Ее целью является: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Исходя из этой цели, помимо задач на развитие математических способностей : счёта, измерения мною были определены следующие задачи :
• Формировать активное отношение к собственной математическо - познавательной деятельности.
• Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.
• Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно – поисковых ситуациях.
• Развивать потребность в интеллектуальном общении.
• Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.
• Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
• Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.
Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий, которые будут способствовать дальнейшей работе при использовании данной технологии. Что же это за условия?
1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.
2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.
3. Выражение сущности этих действий в речи.
4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.
5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в математической деятельности.
6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.
Данную технологию реализую, создав специальное образовательное пространство в группе, которое состоит из следующих компонентов:
• предметная среда
• содержание образования
• взаимодействие педагог - ребенок - дети
Выстроенные цели и задачи мне позволили определить средства такие, как:
• Математические игры
• Проблемные ситуации, вопросы
• Экспериментирование и исследовательская деятельность
• Творческие задачи, вопросы и ситуации.
Наиболее эффективным методом, позволяющим использовать все перечисленные средства, является метод «элементарные опыты». Он позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми формировать практический опыт, добывать его путем поиска и эксперимента, анализировать и преображать, т. е. другими словами, добывать знания самостоятельно. А это и заложено в основу любой исследовательской деятельности, которая является прочным фундаментом к успешному обучению в школе.
Предлагаю несколько опытов, которые использую в своей работе :
Измерение сыпучих и жидких материалов
- «В какую бутылку быстрее нальется вода?».
Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды;
- Задания: «Сколько ложек крупы в чашке?» (кукольных, чайных, десертных, больших). Детям предлагается самостоятельно выполнить опыт по схеме, по заданию на рабочем листе;
Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки : карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки.
- «Измерь длину стола разными мерками» (кукольного, детского и стол воспитателя). Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы.
Занимательные проблемные ситуации.
-«Размотай ленту». Дети одновременно начинают медленно разматывать ленты, но оказывается, что одни сделали это быстрее, чем другие. Вывод: ленты разной длины. Для того чтобы убедиться раскладывают их на полу, сравнивают.
Математические сказки :
-Сколько всего? (составление условия и вопроса задачи, можно использовать наглядный материал)
-Елка украшена тремя шарами и двумя колокольчиками. Сколько всего шаров на елке?
- Жили-были 2 ежика. Однажды они увидели, что под яблоней лежат 5 яблок. Как вы думаете можно разделить 5 яблок на 2 ежиков? Как? 1+4, 2+3 (можно одно яблоко отдать белке, тогда получиться поровну - по 2 яблока) .
Задание «Прокати в ворота»
Детям предлагается прокатить через ворота два предмета. В результате собственных действий с предметами они устанавливают, что шар катится, потому что он «круглый», без углов, а кубу мешают катиться углы.
Задача-загадка:
- Одна спина и четыре ноги.
- Четыре жильца под одной крышей живут.
- Старший братец не догонит четырех младших.
Вывод: Таким образом, использование нетрадиционных методов работы, разнообразных игр и упражнений, опытно-исследовательской деятельности математического содержания положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальном развитии (развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду).
Математические знания и умения, приобретенные в ходе исследовательской деятельности, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны.