надежда вершинина
Ландшафтный дизайн на участке ДОУ в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.
Главной целью экологической работы нашего сада – развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста, становление начал экологической культуры.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Но решение данной задачи невыполнимо без ландшафтного оформления участка детского сада.
Первостепенной задачей было приобретение посадочного материала. Весной 2011года появился яблоневый сад разных сортов: летних, осенних и зимних.
Затем - вишни, сливы, терносливы, смородина черная и даже хеномелис (японская айва). Обновили все клумбы. В центре клумб поселились жасмин, калина.
Появился декоративный водоем с рогозом и ивами. На полянах поселились персонажи из сказок и мультфильмов, огород, вертикальное озеленение изгороди из девичьего винограда. Аллеи из пирамидальных тополей, каштанов и рябин расположились вокруг игровых и спортивных площадок. Нашлось место для привезённых из леса пятипальчатого клена, липкам и дубкам.
Большое внимание в развитие познавательно - исследовательской деятельности мы отводим беседам, играм, экскурсиям, проводимых непосредственно на территории нашего детского сада. Для этого имеются удобные лавочки и столы, расположенные в разных местах. Разработана экологическая тропа. Здесь наши дети, играя, познают мир природы, учатся общаться с растениями, проводить наблюдения, совершаем игровые путешествия. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к окружающему. В экскурсиях и наблюдениях на экологической тропе, дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понимать и сострадать живым существам, не нарушать без нужды спокойствия окружающих нас растений и животных, а также прививаем основы культурного поведения: учим не ломать, не сорить, не обижать живого, помогать живому.
Создали небольшой огород. Здесь дети ухаживают за укропом, петрушкой, луком, томатами, капустой, злаковыми.
Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. В заключение я хочу привести слова народной китайской мудрости, которая гласит «покажи мне – я забуду, расскажи мне – я запомню, дай потрогать – я пойму». Свою работу мы стараемся выстраивать в соответствии с этой мудростью.
Экологическая тропинка «ДОРОЖКА ДОБРА»
Главная функция нашей тропинки - развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста,приобщение детей к природе, формирование эмоционального и бережного отношения к ней, умения образно воспринимать и любить окружающий мир, оздоровление дошкольников. Хозяйка нашей «Дорожки добра», пчёлка «Жужелка», собрала под свои крылышки все чудесные объекты участка и добрые дела наши детей, педагогов и родителей в единый маршрут. Маршрут тропинки проходит по видовым точкам и включает в себя остановки с эколого-эстетическим содержанием.
1 остановка «Ровесница», видовая точка «Ель»
Начинается маршрут с прекрасной вечнозеленой ЕЛИ, ровеснице детского сада. Приветствуя её, малыши рассматривают веточки, кору, шишки и рассказывают ей о своих успехах. Здесь воспитанники собирают растительный материал для своих поделок.
2 остановка «Наши руки не для скуки», видовая точка «Три клёна»
Клёны роскошны и красивы в любое время года, а его осенние дары прекрасный материал для детского творчества. Кленовый листочек очень похож на талантливую детскую ладошку. Хозяйка предлагает ребятам ответить на ее загадки, послушать отрывок из литературного произведения.
3 остановка «Маленькие жильцы», видовая точка «ЛИПА»
Понаблюдать за жизнью муравьев, друзьями пчёлки, шмелями – гостеприимно предлагает ЛИПА. А с помощью луп, любезно предложенных хозяйкой, сосчитать точки и ножки у божьей коровки, рассмотреть жилки на листочках, рисунок на коре.
4 остановка «Пернатые друзья», видовая точка «Скворечники»
Участники конкурса «Дня птиц» разместилисьскворечники вдоль сада. Поселившиеся в них скворцы выводят своих птенцов, которых кормят личинками-гусеницами вредителей лесов, садов и огородов. Рассказы хозяйки о встречи с разными птицами, их нравами, строением, питанием помогают дошкольникам видеть логические связи между объектами природы и их средой обитания.
5 остановка «Поэтическая», видовая точка «Вишнёво-яблоневый сад»
Нежное цветение вишни и яблонь радует глаз и волнует маленькие сердца. В вишнево-яблоневом саду звучат любимые стихи детворы.
6 остановка «Что посеешь, то пожнёшь», видовая точка «Огород»
С весны до поздней осени, огород любимый объект детворы. На грядках они выращивают зерновые, овощные и листовые культуры.
7 остановка «Времена года», видовая точка «Рябинки»
На рябиновой полянке, как нигде в другом месте, можно поговорить о временах года. Весной, как стает снег, вместе с родителями на субботнике побелить стволы, обкапать деревья, во время цветения спеть «Веснянку», летом уютно посидеть в тени деревьев, осенью полюбоваться алыми гроздьями, а зимой – птицами, слетающими полакомиться рябиной.
8 остановка «Ароматная», видовая точка «Сирень»
Не продолжительно цветение сирени, но ее аромат сохраняется в сердце все лето. Ароматная корзинка Жужелки помогает запомнить аромат мелисы, мяты, укропа.
9 остановка «Мы разные и в этом наша сила», видовая точка «Цветники»
Наш цветник богат любимыми и знакомыми цветами нам с детства: нарциссы, тюльпаны, ноготки, настурция, ирисы, флоксы. Какие они разные и в этом их красота. Так и у людей: блондины и брюнеты, голубоглазые и кареглазые, со светлой и смуглой кожей, высокие и низкие, мы все разные и в этом наша сила и красота. Взаимопомощь, доброжелательность, терпимость воспевается нашей хозяйкой на этой остановке.
10 остановка «Загадки природы», видовая точка «Декоративный водоём»
Почему и как надо заботиться о природе, чего нельзя делать на тропинке, в лесу, на лугу, у водоема, обо всем этом беседуют ребята и взрослые, чтобы каждый день в любое время года каждый уголок земли радовал и удивлял своей неповторимостью и красотой.
Литература
Веракса Н. Е, Галимов О. Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников: для занятий с детьми 4-7 лет. М., 2015.
Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. М., 2010.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. М., 2009.
Кайе В. А. Занятия по конструированию и экспериментированию с детьми 5-8 лет: методическое пособие. М., 2009.
Шорыгина Т. А. Кустарники. Какие они?: книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М., 2010.