Наталья Гусева
Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Я, Гусева Наталья Валерьевна, воспитатель группы дошкольного образования Можарской средней школы хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!
А начать мне хотелось бы с маленького четверостишия:
Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками,
У сказок дивный свет.
Тысячи лет сказки у всех народов мира являлись наиболее доступной
и эффективной формой передачи опыта поколений, формирования
Публикация «Использование сказок в познавательном и речевом развитии старших дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
определенных ценностей и картины мира людей.
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озадачены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным. Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно?
Рассматриваемый мною вопрос – обучение детей дошкольного возраста посредством сказки – является, на мой взгляд, интересным и актуальным. Сказка сама по себе, пожалуй, не оставляет равнодушным ни одного человека.
Актуальность данной темы связана с тем, что в настоящее время стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания и обучения детей. Сказка может служить целям обучения и воспитания, так как обучение посредством сказки не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость (хороший конец, имеется наличие тайны и волшебства.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его.
В работе со сказкой я использую информационно-коммуникационные технологии. Использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, активизирует интерес к обучению.
При работе с интерактивной доской у детей формируется положительная мотивация к выполнению заданий, повышается эмоциональный фон занятия.
Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является активным участником творческой деятельности.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.
В работе со сказкой я использую следующие приемы и методы:
-Чтение сказок.
-Элементы театрализации. После прочтения сказки демонстрация кукольных героев, позволяет вызвать еще больший интерес детей.
-Творческие задания.
Проблемные ситуации и вопросы.
Игровые задания.
Экспериментирования с предметами и материалами.
Можно использовать моделирование сказочных сюжетов.
Например, в сказке «Заюшкина избушка» перед детьми ставится задача: «каким образом зайчик может спрятаться от лисы?» Для обозначения зайчика используем кружочек серого цвета. Пришла зима, выпал снег (на фоне белого листа («снега») демонстрируется серый кружочек). - Ребята, как вы думаете, что нужно сделать зайчику, чтобы спрятаться от лисы? Дети предлагают различные варианты ответов, в том числе и поменять шубку. - Дети, а если зайчик поменяет шубку, то какого цвета кружок будет обозначать зайчика? - Давайте посмотрим, сможет зайчик спрятаться или нет. Наложите белые кружочки на «снег». Делаем вывод, зачем зайчик меняет шубку.
Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, развитию речи, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество.
Опыт моей работы показывает, что использование сказок способствует более эффективному формированию у дошкольников математических представлений, развитию речи, закреплению экологических знаний, экономических представлений.
Воспитание сказкой способствует воспитанию уверенности в себе и своих силах. Роль сказки очень велика и доступна восприятию детей дошкольного возраста. В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.
Таким образом, можно сделать вывод, что, занятия, построенные на сказочном сюжете, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.
Спасибо за внимание, всем творческих успехов!