Получи документы

Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Индира Кадралиева
Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

«Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам всем встать в круг. Сегодня нашим талисманом будет бабочка,а почему будет именно она,вы узнаете в конце нашей встречи. Я предлагаю вам передать ее по кругу и сказать каждому о том,что вы ждете от нашей встречи.

Надеюсь, что все ваши ожидания сбудутся, и мы начнем…

Публикация «Мастер-класс на тему „Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Тема мастер класса сегодня «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста».

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы. Подобный подход к процессу обучения формирует чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к исследуемому объекту. Все это важно в процессе обучения в рамках любого курса, но особенно важно для экологического образования, поскольку основная цель экологического образования - не просто формирование теоретических знаний, а формирования определенного отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов, крайне необходима при этом личная вовлеченность в процесс. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования. Считается, что проектно-исследовательская деятельность наиболее применима в школах, однако и в дошкольных учреждениях имеются все предпосылки для использования данного метода обучения, тем более что позитивное отношение к окружающему миру, основы экологического сознания закладываются именно в дошкольном возрасте.

Анализируя всё вышесказанное можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

Знакомства с коллекцией платочков. Рассматривание, сравнение, история как начала собирать коллекцию. Рассказ о применение платочка, танец с платочком, рисование платков.

Уважаемые коллеги хочу познакомить еще с одной коллекцией.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб Вера в Детство не пропала.

Простейший ящик из стола –

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру…

Подобно Богу

Мы создадим свой Мир Чудес

Пройдя Познания Дорогу

Перед вами песок. Естественное желание – погрузить в него руки, ощутив прохладу; пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло собственных рук. Приятные воспоминания охватили Вас: детство, море, солнце, ощущение бесконечности Мира и ожидание Чуда. Чувства переполняют Вас, и хочется поделиться ими. А рядом – ребёнок. Он делает то же, что и Вы. Его маленькие ручки только что соприкоснулись с уникальностью Мироздания, Вечностью. Он стоит на пороге открытия.

«Чувствительные ладошки»

Взрослый начинает игру, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?». Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: «Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать руки. А тебе?». Если у ребёнка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?

- «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)

-создать отпечатками ладоней, кулачок, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытайся найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ёжик и пр.)

- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочерёдно правой и левой рукой, после одновременно (сначала только указательным, потом – средним, затем – безымянным, большим, и наконец – мизинчиком).

- далее можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребёнок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе фантазировать: чьи они?

Игра-сказка

«В одной сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море – в зависимости от того, что захочет построить ребёнок, стоял красивый лес (были поля и долины, жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаёте фигурку и ставите её в песочницу). У гномика был домик (Вы предлагаете ребёнку поставить домик в любое место песочного листа). Он в нём жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком, или просите это сделать ребёнка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. – Вы просите ребёнка «посадить дерево»). Гномик о нём заботился, поливал его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя – его звали «С-с-с». Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву «С»). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только своё имя: «С-с-с»! Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребёнок в это время манипулирует фигуркой, он радостно говорил: «С-с-с!». Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только своё имя: «С-с-с». Когда он злился, он говорил: «С-с-с!». Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: «С-с-с!» (Важно вместе с ребёнком произносить этот звук, с различной эмоциональной окраской, чтобы он «ожил»). Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с ещё одним героем нашей сказки «Л-л-л»(продолжаем учить буквы и звуки).

Игра «Город волшебных букв»

(стихи Д. Фролова)

«Давайте строить Город букв!

Песок у нас здесь есть.

Пусть каждый нарисует сам

Какие буквы есть!

На пары делимся друзья,

Здесь ты сидишь, а рядом –я,

Ты лепишь буквочку мою,

А я должна слепить твою.

Вот так мы весело играем

Из букв мы Город собираем!

Перед началом игры взрослый и ребёнок берут из набора каждый себе по букве. Называют их, а потом обмениваются говоря: «Вылепи, пожалуйста, мою букву!». Сгребая песок ребрами ладоней, на поверхности песочницы ребёнок и взрослый формируют, лепят буквы. Закончив работы, сверяют песочную букву с оригиналом, и идут за следующим. И так, пока в песочнице не образуется целый город букв.

Многократно играя в эту игру, ребёнок учится ещё и оптимальному размещению букв на листе. Не беда, если сначала в городе будут «жить» только 3-4- буквы. Потом их станет больше, они будут более соразмерны друг с другом и пространством песочного листа.

Что же спрятано в песок?Наверное, многие в детстве делали «секретики». А ведь «засекречивать» можно буквы, цифры, геометрические фигуры. Отгадка закопана в песок. Ребёнок проверяет себя, откапывая разгадку. Или «пишет» отгадку, вылепливая песочные буквы.

Если отгадал загадку, вслух сказать не торопись.

Ты, используя разгадку, за задание берись.

Кто колдует; заклинает; В ступе по ночам летает?

У избы на курьих ножках, кто хозяйка?

(в песке спрятана игрушка бабка Ёжка).

Рисование рисунка из песка из песка.

Так же использую в своей работе :

• Коробочку ощущений.

• Мешочки с запахом.

• Волшебные шары.

• Конфеты (найди пару).

• Бутылка с воздухом.

• Баночки с секретом и т. д.

Все остается недоделанным. Все, что сделано в мире,нужно делать либо заново, либо переделывать. Величайшая картина еще не написана, величайшая драма не сыграна,величайшая коллекция еще не собрана! Психология, экономика и социология ждут своего Дарвина,а тот,в свою очередь ждет своего Эйнштейна. Ничто не доделано до конца. Все дела ждут. Ждет наших детей!

Уважаемые коллеги! У вас на столах лежат две карточки: зеленая и красная. Если вам понравился мой мастер- класс : это было актуально, полезно, интересно и вы будете использовать эту информацию в своей работе – покажите мне зеленую карточку. Ну а если все это вас не тронуло покажите красную карточку.

Ну а теперь расскажу,почему же наш талисман сегодня –бабочка.

В одной притче говорится : «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать,что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая? А сам думает :»Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая выпущу».мудрец,подумав, ответил : «Все в твоих руках».В наших руках,чтоб ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное,успешным.

Я желаю вам большого творческого вдохновения, интересных занятий с детьми и помните о том,что вы должны развивать желание ребенка творить и фантазировать.

Публикации по теме:

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста Тема: «Эх, вода, вода, вода будем чистыми всегда». Программное содержание: • закреплять у детей культурно-гигиенические навыки; • развивать.

Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Уважаемые коллеги! Одним из 5 направлений ФГОС, в соответствии с которыми мы сейчас строим свою работу, является речевое развитие. Развитие.

Ландшафтный дизайн в развитии познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста Ландшафтный дизайн в развитие познавательно - исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста. Вершинина Надежда Петровна руководитель.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов и родителей.

Мастер-класс «Изготовление музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»Мастер-класс «Изготовление музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста» Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма в дошкольном учреждении нацелены на воспитание чувства ритма, умение передавать.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики и сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать в этом зале, в такой чудесный день, в преддверии праздника – День Матери! Поздравляю.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Мастер-класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и игровых приёмов» Мастер – класс «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством Дидактических игр и игровых приёмов» Цель: Развитие.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических движений» Предлагаю вашему вниманию мастер – класс по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмических.

Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности Тема «Развитие любознательности…» актуальна, потому что в свете ФГОС ДО одним из основных принципов является реализация программы в форме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 21 января 2016 в 08:23
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс на тему «Развитие исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Индира Кадралиева (УИ 404561) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД