Нина Волгина
Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Он построен на познании мира, он хочет его познавать. Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и нужнее тех, что получены репродуктивным путем.
Публикация «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников.
Экспериментирование доступно уже детям младшего дошкольного возраста. Во второй младшей группе малыши с удовольствием обследовали песок и глину, познавали их свойства; плескались в воде, открывая ее тайны. В младшем возрасте были проведены следующие опыты: волшебное превращение снега в воду, а воду в разноцветные льдинки, пробовали делать пену и пускать мыльные пузыри, отправляли в плавание корабли и подводные лодки.
В среднем возрасте опыты усложняются. В этом возрасте дети способны найти ответы на более трудные вопросы. “Волшебная вода” (смешивание подкрашенной воды) и получение разнообразных “волшебных” цветов и оттенков. “Подушка из пены” (какие предметы, из каких материалов могут лежать на поверхности пены, а какие нет). “Все увидим, все узнаем”, рассматривание предметов через увеличительное стекло. “Звонкие бутылочки”, проводили испытания со звуком и много других опытов интересных для детей пятого года жизни.
Круг явлений, предметов с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется. Проводя опыты, дети старшего возраста знакомятся с новыми понятиями, например – “вещество”, делают сами выводы, что у каждого вещества много разных свойств. Эти свойства можно обнаружить, наблюдать, если вооружиться вниманием и терпением. “В поисках крахмала”, “Вода хамелеон”.
В подготовительной группе дети уже исследовали живую природу. Живая природа – это самый интересный объект для познания подрастающих дошколят.
В работу были включены такие интересные темы: “Определение возраста рыб”, “Как кошка языком чистит себе шерсть”, “Как маскируются животные?”. Даже проводили опыты на себе, которые позволили узнать много нового о человеке. Например, “Откуда у человека берутся слезы?”, “Послушайте стук сердца”, “Для чего нужен человеку язык?”, “Модель дыхания”, ”Как работают твои глаза”, “Укротитель воды или атмосферное давление”.
Детям интересно узнавать что-то новое о своем организме. Они с удовольствием принимают участие в опытах, экспериментах, проводят исследования и сами пытаются сделать выводы, ответить на возникшие вопросы. Например, при рассмотрении строения глаза, попытались ответить на вопрос: как зрачок меняет свой размер в зависимости от освещения. В результате воспитанники сами сделали вывод: на зрение очень влияет освещение, поэтому важно, особенно при чтении, следить за ним, чтобы оно было не ярким и не тусклым, а умеренным, тем самым проявишь заботу о своем зрении.
Материалом для совершенствования таких необходимых качеств как наблюдательность, прилежание, аккуратность, мы избрали ту отрасль знаний, которая не предполагает особой подготовки взрослого. А значит, помочь малышу может любой, вне зависимости от образования и рода занятий. Затрат на приобретение необходимого оборудования почти никаких.
Исследовательское обучение, может присутствовать и в форме какого – то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено, как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности. Темы исследований можно подобрать заранее педагогам или вместе с детьми. Но лучше, если дети сами проявят интерес к чему-то или к кому-то.
Опыт №1 «В поисках крахмала»
Материал: 5% йод, пипетка, крахмал, одноразовые стаканчики, 10% раствор аскорбиновой кислоты.
Но для первого опыта нам еще потребуется тарелка с продуктами. Я не стала ее включать в общий список, поскольку продукты, в которых вы будете с крохой искать крахмал, могут быть самыми разнообразными. Мы взяли муку, пшеничную крупу, овсяные хлопья, кусочек хлеба, свежий огурец, лимон, редис.
Теперь приготовим раствор йода. Для этого наливаем в стаканчик воду и капаем пипеткой несколько капель йода, хорошо размешиваем. Работу с пипеткой вы вполне можете доверить своему малышу. Так ваши опыты будут развивать не только любознательность малыша к познанию окружающего мира, но и мелкую моторику.
Зачем делать раствор, если можно капать готовый спиртовой йод? При использовании готового йода, крахмал окрасится в черный цвет из-за высокой концентрации йода. Соответственно, наглядность будет потеряна: различать насыщенно коричневый и черный цвет может быть проблематично. При низкой концентрации йода в растворе, капли йода будут выглядеть слегка желтоватыми, а места с крахмалом – сине-фиолетовыми.
Итак, выкладываем на тарелку наши продукты и капаем на них раствором йода с помощью пипетки. Наблюдаем и обсуждаем, что окрасилось в синий цвет. Хлеб, мука, пшеничная крупа и овсяные хлопья окрасились, а фрукты и овощи нет. Делаем вывод, что в этих овощах и фруктах крахмала нет.
Опыт № 2 «Модель дыхания»
Можно выполнять самостоятельно
Без воздуха нет жизни. Любое живое существо нуждается в кислороде. Лёгкие получают кислород из воздуха, им насыщается кровь. Ты всё время вдыхаешь воздух, а выдыхаешь углекислый газ. Давай узнаем, как работают лёгкие живых организмов.
1. Аккуратно отрезаем ножницами половину бутылки. Опускаем шарик внутрь и натягиваем края на горлышко.
2. Надеваем пакет на обрезанный конец бутылки, закрепляем его скотчем.
3. Вырезаем из картона небольшую полоску. Скотчем крепим её к полиэтилену. Тянем за картонную петлю — шарик надувается. Надавливаем на полиэтилен — и шарик сжимается.
Когда ты тянешь за петлю, воздух поступает в шарик, чтобы заполнить пространство в бутылке. Если давить на пакет, то воздух из шарика выходит, и шарик сжимается.
Опыт №3 «Вода хамелеон»
Выполнять только с родителями
Хамелеон может менять свою окраску в зависимости от окружающей среды. Наверняка ты видел, как окрашивается вода, если добавить в неё краску. Однако, оказывается, это можно сделать и без добавления краски! Не веришь? Тогда выполни следующий опыт, чтобы убедиться в этом!
1. В первый стакан наливаем 4 столовые ложки тёплой воды, всыпаем аскорбиновую кислоту. Размешиваем порошок до его полного растворения.
2. Во второй стакан наливаем 1 чайную ложку полученной жидкости.
3. Туда же добавляем 1 чайную ложку раствора йода.
4. В этот же стакан наливаем 4 столовые ложки тёплой воды. Перемешиваем.
5. В третий стакан насыпаем половину чайной ложки крахмала и наливаем 1 столовую ложку перекиси водорода.
6. Туда же добавляем 4 столовые ложки тёплой воды и перемешиваем.
7. Содержимое второго и третьего стаканов переливаем в четвёртый. Перемешиваем. Смотрим результат.
При соединении с аскорбиновой кислотой йод обесцвечивается, а при добавлении крахмала синеет. Когда в опыте раствор йода попал в смесь крахмала и аскорбиновой кислоты, жидкость некоторое время оставалась бесцветной. Крахмал пытался окрасить йод в синий цвет, а аскорбиновая кислота — обесцветить. Как мы убедились, в этой борьбе победил крахмал, и жидкость стала синей!
Опыт №4 «Как работают твои глаза»
Приборы и материалы: Стаканчик из-под йогурта, черная гуашь, жидкость для мытья посуды, кнопка, круглая резинка, калька, маленькая свечка, линейка.
Ход работы:
Мы сделали простую камеру.
1. Покрасили внутреннюю часть стаканчика из-под
йогурта черной гуашью.
2. Когда краска высохла, кнопкой проколи в донышке
стаканчика маленькую дырочку. Затем аккуратно вытащи кнопку.
3. На край стаканчика наложи кусок кальки и закрепи ее резинкой. Это экран видоискателя нашей камеры.
4. Зажгли небольшую свечу в затемнённой комнате. Затем взяли стаканчик и, направив его донышком на свечу с расстояния примерно 50 см, посмотрели на экран. Что мы увидели?
Делаем вывод
Часть света от пламени проходит через дырочку и падает на экран из кальки. Лучи света идут по прямой линии. Когда они проходят через отверстие, лучи от верхней части пламени попадают на нижнюю часть экрана, а лучи от нижней части пламени - в верхнюю его часть.
Поэтому изображение получается перевёрнутыми вверх ногами.
Опыт№5 «Укротитель воды или атмосферное давление»
Опыт показывает, что вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды.
Суть опыта: Вода не выливается из колбы благодаря силе, возникающей из-за разницы атмосферного давления вне сосуда и давления, которое образуется внутри между дном и поверхностью воды. То есть, когда столб воды пытается опуститься вниз, в емкости образуется среда с пониженным давлением, которая и удерживает жидкость.
Материал: емкости с водой, краски акриловые, листы бумаги
Этапы эксперимента :
Наливаем в сосуды воду.
Для красоты добавляем акриловые краски в воду.
Кладем на каждый сосуд сверху по листу бумаги.
Придерживая лист бумаги рукой, переворачиваем сосуды.
Наполненную жидкостью колбу накрываем бумажным листом, плотно прижимаем рукой, переворачиваем и какое-то время держим в таком положении. В это время вода смачивает поверхность бумаги, и она «приклеивается» к стенкам колбы за счет сил поверхностного натяжения. Затем медленно убираем руку и наблюдаем заявленный результат.
Между дном (которое теперь вверху) и поверхностью воды образуется пространство, наполненное воздухом и парами воды. Столб воды стремится вниз под действием силы тяжести, увеличивая объем этого самого пространства. При постоянной температуре давление в нем падает, то есть по отношению к атмосферному – становится меньшим. И чем меньше это самое давление, тем больший столб жидкости может оно удержать. Теоретически, до 10 м. Итак, сумма давления воздуха и воды на бумагу изнутри получается несколько меньше, чем атмосферное давление снаружи. На этом и держится.
Но это не вечно. Через некоторое время испарение воды увеличит давление воздуха и оно сравняется с атмосферным. Так же на скорость отрыва влияет прочность, пластичность и смачиваемость бумаги, температура воды, кривизна поверхности сосуда.