Наргиз Болтёнкова
Мастер-класс для педагогов прогимназии «Пальчиковая игротека как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед
БолтёнковаНаргизИлгамовна
Владикавказ
2019г
Актуальность:
Сегодня самой актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей. Незаменимо влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. Пальчиковые манипуляции помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, способствуют развитию мелкой моторики и речи. Имеет развивающее многофункциональное значение, потому что системное использование в любом виде деятельности детей несет за собой положительные результаты. Мелкая моторикаочень важна поскольку через нее развиваютсятакиевысшиесвойствасознани,внимание. мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память,речь.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Мелкая моторика
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Цель:
Повышение профессиональной компетенции педагогов по использованиюпальчиковой игротеке в работе с детьми.
Использование пальчиковой игротеки в любой деятельности педагогов с детьми, как средство для преодоления трудности в речевом развитии с детьми в ДО.
Задачи:
1. Познакомить участников с эффективными методами использования пальчиковой игротеки
Определить сущность пальчиковых игры как элемента жизнедеятельности ребенка,выявить особенности зависимости речи детей от развития мелкой моторики.
2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. Повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;
3. Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению нетрадиционной пальчиковой гимнастики.
Материал: резиновые и массажные мячики (Су-Джоки, бельевые прищепки, картинки для творческого составления сказки театр –подиум «В гостях у ежика», театр пальчиковый,, пособия “Волшебные колечки”- колечки с картинками, ладошки и жирафы с разноцветными резинками, настольный звоночек, планшет, шнурки,резинки, карточки с мнемотехникой для заучивания стихотворений с помощью пальчиков, коврики (колючие) для ладошек шары тактильные для игры «Чудесный мешочек».,деревянные человечки «Найди пару»-на развитие фонематического слуха. Кубики «Продолжи рисунок».
Содержание мастер-класса.
Подготовительно – организованная часть.
Уважаемые педагоги, я рада приветствовать всех и с удовольствием представлю вам «Мастер-класс».
Сегодня мы поговорим о развитии речи посредством использованиянетрадиционных пальчиковых игр.
Основная часть.
Начну с вопроса:
-Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы)
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию,воображение, развитие мелкой моторики Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:
"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев",
Философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека",
М. Монтессори. "Готовить глаз к видению, руку- к действию и душу к чувствованию».
Е. Щукина (ученая)
«Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит средикамнейчиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!».
На сегодняшний день одной из главных задач является своевременное преодоление трудностей развитии речи нашего подрастающего поколения детей. Пополнение и обогащение словарного запаса,умение высказывать свои мысли,владеть компонентами речи.
Дошкольный возраст период быстрого обогащения словаря.
Его результат зависит от социальной среды,которую создают педагоги путем обучения и воспитания,условий жизни и воспитания.
В речи детей существуют множество проблем:
-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
-Бедность речи.
-Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
-Нарушение грамматического строя речи.
-Нарушение звукопроизношения.
-Бедная диалогическая речь,
-неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
-Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
-Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
-Плохая дикция.
Напрашивается вопрос:
-Как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни?
Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю»
Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.
У нас на ладони находится множество биологически активных точек,воздействуяна них, можно регулировать функционирование внутренних органов : мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова.
Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.
Чем лучше работаютпальцыи вся кисть тем лучше ребёнок говорит.
Уровень развитиямелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Главное требование в играх рукой, её кистью пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковымиграм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, развиваетсявнимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Формы работы по развитиюмелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.
Традиционные:
-пальчиковаягимнастика с речевым сопровождением и без;как способ организации и концентрации внимания или подведение к теме занятия, физ. минутки.
Н-р:
Рассмотрим процесс заучивания слов и движений
Лексическая тема-«Дикие животные»
Белка сидя на тележке
Раздает друзьям орешки
Зайчику усатому
Мишке косолапому
Синичке –невеличке.
Совушке -сестричке
А лисичке врыжей шубке
Достанутся скорлупки.
Первый вариант
-После показа пальчикового театра ведется беседа с детьми о содержании. Выделяются ключевые моменты и подводится к теме занятия.
Второй вариант:
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
-Можно использовать мнемотехнику. с тем же содержанием для целостного и представления о последовательности содержания.
Третий вариант:
-Показ пальчикового театра.
При подборе текста нужно выделить главные слова– опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
В нашем стихотворении – это существительные.
-Самомассаж (поглаживание, разминание);
-игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.
-кукольные театры:
-игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; -Игры на развитиетактильных ощущений «Гладкое – шершавое», «Чудесный мешочек»
Нетрадиционные:
-Самомассаж кистей и пальцеврук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;
-Использование разнообразного материала: природный, хозяйственно-бытовой по собственной инициативе.
-Игра с мячиками,Су-джоки. Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)
1. Я мячом круги катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Вперёд, назад его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).
Каждым пальчиком прижму
И другой рукой начну.
(повторяем то же самое другой рукой).
-Пальчиковая играимитация пальчиками каждое движение
«Вышли пальчики гулять
Стали весело плясать
Вот так вот так
Стали весело плясать
Пальчики играли
Собачку увидали
Она громко лает
Пальчики пугает.
Пальчики сбежались
В кулачок все сжались
А собачка ходит
Пальцы не находит
Кулачки стучали
Собачку напугали ну
А пальчики опять стали
Дружно танцевать.
Ох как быстро мы устали
Мы немного отдохнем
И опять плясать пойдем».
Игра с использованием прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой). 1. Использование в игре «Найди недостающую часть».( Н-р: лесные животные, деревья для дополнения частей, недостающего предмета)
2. Составление сказок «Расскажи сказку», творческое рассказывание.
Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
Игры с палочками.
Выкладывание с помощью палочек изучаемых букв,слогов,слов. Затем закладывание палочек по одной в пенал,с помощью соединения двух пальчиков (вариативно)
Игры с нетрадиционным материалом. (камушки,природный материал)
Подберите камушки, скорлупки,фасоль, кофейные зерна разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок (в соответствии с лексической темой). После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из камушков можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. (Картинки-образцы прилагаются к игре).
Игры с бусинами, пуговицами.
Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Игра с крупой ( используем любую крупу: гречку, рис, пшено) «Пропишем букву».
-Рассыпать на подносе,на тарелочках, в песочных коробах слоем и показать детям, как можно рисовать, прописывать буквы
Использовать разные варианты:
-Двумя руками одновременно.
-Попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.
Рисование.
-Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Игры с шишками, и грецкими орехами. Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Игры с лентами, нитками и клубочками.
-Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на клубок.
Игры с колючими ковриками.
Игра Волшебные колечки”.(колечки резинки для волос тканевые)
Варианты:
1. Нанизывание на пальцы рук «колечек с картинками» :
-автоматизации поставленных звуков.
-определение количества слогов в слове и обозначение цифрой.
-сравнение слов –картинок по количеству слогов и обозначение знаками «больше-меньше».,«=»,«<»,«>».
-упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);
-при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);
-пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);
-при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);
-уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек)
2. Нанизывание разноцветных резинок на пальцы по шаблону- образцу в виде соревнований,с подгруппой детей.
Игра «Поможем жирафу» надеть разноцветные шарфики
Жираф простыл
Жираф охрип
Пошел к врачу-
Диагноз- грипп,
Диагноз- грипп
Рецепт такой:
С лимоном чай.
Постель, покой,
Микстура в час
И в шесть часов
И сто мохеровых шарфов.
(Дядина Г.)
Игра «Планшет-шнуровка»(шнурки разноцветные) вышивание букв печатных, рисунков по образцу и всевозможные варианты по замыслу детей.
Игра «Ребусы» (буквы сложенные из пальцев рук)
Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память.
Развивать умение создавать конфигурации букв с помощью пальцев.
Предложить педагогам,с условными обозначениями,создать конфигурацию с помощью пальцев и угадать слово :
-Какое слово должно идти параллельно с нами и продлевать и подбадривать нашу жизнь?
- Что дороже всего на свете? (ЗДОРОВЬЕ)
Заключительная часть
В завершении хочу сказать, что бы достичь положительных результатов необходимо, подбирать разнообразные способы и варианты. Учить детей владеть устной речью,логически мыслить.
С помощью данного методического материала можно достичь положительного результата, развивая фантазию, моторику,логику, навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, грамматический строй речи,связную речь, культуру речи.
Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя различные методы, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.
Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.
Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!