Получи документы

Мастер-класс для педагогов прогимназии «Пальчиковая игротека как средство развития речи»

Наргиз Болтёнкова
Мастер-класс для педагогов прогимназии «Пальчиковая игротека как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовила: учитель-логопед

БолтёнковаНаргизИлгамовна

Владикавказ

2019г

Актуальность:

Сегодня самой актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья детей. Незаменимо влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка. Пальчиковые манипуляции помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, способствуют развитию мелкой моторики и речи. Имеет развивающее многофункциональное значение, потому что системное использование в любом виде деятельности детей несет за собой положительные результаты. Мелкая моторикаочень важна поскольку через нее развиваютсятакиевысшиесвойствасознани,внимание. мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память,речь.

Темочки:

Цель:

Повышение профессиональной компетенции педагогов по использованиюпальчиковой игротеке в работе с детьми.

Использование пальчиковой игротеки в любой деятельности педагогов с детьми, как средство для преодоления трудности в речевом развитии с детьми в ДО.

Задачи:

1. Познакомить участников с эффективными методами использования пальчиковой игротеки

Определить сущность пальчиковых игры как элемента жизнедеятельности ребенка,выявить особенности зависимости речи детей от развития мелкой моторики.

2. Поделиться с педагогами своими разработками по этой теме. Повысить эффективность образовательного процесса, путём использования инновационных методов работы;

3. Активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению нетрадиционной пальчиковой гимнастики.

Материал: резиновые и массажные мячики (Су-Джоки, бельевые прищепки, картинки для творческого составления сказки театр –подиум «В гостях у ежика», театр пальчиковый,, пособия “Волшебные колечки”- колечки с картинками, ладошки и жирафы с разноцветными резинками, настольный звоночек, планшет, шнурки,резинки, карточки с мнемотехникой для заучивания стихотворений с помощью пальчиков, коврики (колючие) для ладошек шары тактильные для игры «Чудесный мешочек».,деревянные человечки «Найди пару»-на развитие фонематического слуха. Кубики «Продолжи рисунок».

Содержание мастер-класса.

Подготовительно – организованная часть.

Уважаемые педагоги, я рада приветствовать всех и с удовольствием представлю вам «Мастер-класс».

Сегодня мы поговорим о развитии речи посредством использованиянетрадиционных пальчиковых игр.

Основная часть.

Начну с вопроса:

-Для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают (ответы)

Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию,воображение, развитие мелкой моторики Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит.

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал:

"Ум ребёнка находится на кончике его пальцев",

Философ И. Кант, что "Рука-это вышедший наружу мозг человека",

М. Монтессори. "Готовить глаз к видению, руку- к действию и душу к чувствованию».

Е. Щукина (ученая)

«Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит средикамнейчиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!».

На сегодняшний день одной из главных задач является своевременное преодоление трудностей развитии речи нашего подрастающего поколения детей. Пополнение и обогащение словарного запаса,умение высказывать свои мысли,владеть компонентами речи.

Дошкольный возраст период быстрого обогащения словаря.

Его результат зависит от социальной среды,которую создают педагоги путем обучения и воспитания,условий жизни и воспитания.

В речи детей существуют множество проблем:

-Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

-Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

-Бедность речи.

-Недостаточный словарный запас.

- Употребление нелитературных слов и выражений.

-Нарушение грамматического строя речи.

-Нарушение звукопроизношения.

-Бедная диалогическая речь,

-неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

-Трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

-Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

-Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

-Плохая дикция.

Напрашивается вопрос:

-Как научить детей связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни?

Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу, Покажи мне – я запомню, Дай мне сделать самому – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю»

Ребёнку необходимо всё потрогать, так он учится различать тепло и холод, твёрдость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

У нас на ладони находится множество биологически активных точек,воздействуяна них, можно регулировать функционирование внутренних органов : мизинец-сердце, безымянный - печень, средний - кишечник, указательный - желудок, большой палец голова.

Следовательно, воздействуя на определённые точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.

Чем лучше работаютпальцыи вся кисть тем лучше ребёнок говорит.

Уровень развитиямелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Главное требование в играх рукой, её кистью пальчиками : мы должны одинаково заботиться о развитии правой и левой руки. Благодаря пальчиковымиграм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, развиваетсявнимательность и способность сосредоточиться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Формы работы по развитиюмелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными.

Традиционные:

-пальчиковаягимнастика с речевым сопровождением и без;как способ организации и концентрации внимания или подведение к теме занятия, физ. минутки.

Н-р:

Рассмотрим процесс заучивания слов и движений

Лексическая тема-«Дикие животные»

Белка сидя на тележке

Раздает друзьям орешки

Зайчику усатому

Мишке косолапому

Синичке –невеличке.

Совушке -сестричке

А лисичке врыжей шубке

Достанутся скорлупки.

Первый вариант

-После показа пальчикового театра ведется беседа с детьми о содержании. Выделяются ключевые моменты и подводится к теме занятия.

Второй вариант:

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

-Можно использовать мнемотехнику. с тем же содержанием для целостного и представления о последовательности содержания.

Третий вариант:

-Показ пальчикового театра.

При подборе текста нужно выделить главные слова– опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

В нашем стихотворении – это существительные.

-Самомассаж (поглаживание, разминание);

-игры- конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т. д.

-кукольные театры:

-игры с бумагой, песком, водой, крупами; лепка из глины, теста, пластилина; -Игры на развитиетактильных ощущений «Гладкое – шершавое», «Чудесный мешочек»

Нетрадиционные:

-Самомассаж кистей и пальцеврук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

-Использование разнообразного материала: природный, хозяйственно-бытовой по собственной инициативе.

-Игра с мячиками,Су-джоки. Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику.)

1. Я мячом круги катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Вперёд, назад его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

будто я сметаю крошку (гладим мячиком ладонь).

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик).

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой начну.

(повторяем то же самое другой рукой).

-Пальчиковая играимитация пальчиками каждое движение

«Вышли пальчики гулять

Стали весело плясать

Вот так вот так

Стали весело плясать

Пальчики играли

Собачку увидали

Она громко лает

Пальчики пугает.

Пальчики сбежались

В кулачок все сжались

А собачка ходит

Пальцы не находит

Кулачки стучали

Собачку напугали ну

А пальчики опять стали

Дружно танцевать.

Ох как быстро мы устали

Мы немного отдохнем

И опять плясать пойдем».

Игра с использованием прищепок, пощипываем ими кончики пальцев (предварительно проверяем, чтобы она не была слишком тугой). 1. Использование в игре «Найди недостающую часть».( Н-р: лесные животные, деревья для дополнения частей, недостающего предмета)

2. Составление сказок «Расскажи сказку», творческое рассказывание.

Игра «Карандаш» - с использованием карандаша с гранями.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

Игры с палочками.

Выкладывание с помощью палочек изучаемых букв,слогов,слов. Затем закладывание палочек по одной в пенал,с помощью соединения двух пальчиков (вариативно)

Игры с нетрадиционным материалом. (камушки,природный материал)

Подберите камушки, скорлупки,фасоль, кофейные зерна разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок (в соответствии с лексической темой). После того, как ребенок научится выполнять задание, предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из камушков можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, бусы и т. д. (Картинки-образцы прилагаются к игре).

Игры с бусинами, пуговицами.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусины, макароны. Бусины и пуговицы можно сортировать по размеру, цвету, форме. Считать количество «бус» в прямом и обратном порядке.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

Игра с крупой ( используем любую крупу: гречку, рис, пшено) «Пропишем букву».

-Рассыпать на подносе,на тарелочках, в песочных коробах слоем и показать детям, как можно рисовать, прописывать буквы

Использовать разные варианты:

-Двумя руками одновременно.

-Попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Рисование.

-Рисовать можно семенами арбуза, веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок. Игры с шишками, и грецкими орехами. Предлагаем ребенку покатать лесной орех, шишку между ладонями. Два лесных ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Игры с лентами, нитками и клубочками.

-Сматывание разноцветных ленточек. Наматывание ниток на клубок.

Игры с колючими ковриками.

Игра Волшебные колечки”.(колечки резинки для волос тканевые)

Варианты:

1. Нанизывание на пальцы рук «колечек с картинками» :

-автоматизации поставленных звуков.

-определение количества слогов в слове и обозначение цифрой.

-сравнение слов –картинок по количеству слогов и обозначение знаками «больше-меньше».,«=»,«<»,«>».

-упражняемся в счёте до десяти в прямом и обратном порядке (колечки с цифрами);

-при ознакомлении с составом числа (колечки с цифрами);

-пользовать порядковыми числительными (колечки с картинками);

-при формировании пространственных представлений (лево – право) (колечки с картинками);

-уравнивать смежные числа путем увеличения и уменьшения на единицу (два набора колечек)

2. Нанизывание разноцветных резинок на пальцы по шаблону- образцу в виде соревнований,с подгруппой детей.

Игра «Поможем жирафу» надеть разноцветные шарфики

Жираф простыл

Жираф охрип

Пошел к врачу-

Диагноз- грипп,

Диагноз- грипп

Рецепт такой:

С лимоном чай.

Постель, покой,

Микстура в час

И в шесть часов

И сто мохеровых шарфов.

(Дядина Г.)

Игра «Планшет-шнуровка»(шнурки разноцветные) вышивание букв печатных, рисунков по образцу и всевозможные варианты по замыслу детей.

Игра «Ребусы» (буквы сложенные из пальцев рук)

Цель игры: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память.

Развивать умение создавать конфигурации букв с помощью пальцев.

Предложить педагогам,с условными обозначениями,создать конфигурацию с помощью пальцев и угадать слово :

-Какое слово должно идти параллельно с нами и продлевать и подбадривать нашу жизнь?

- Что дороже всего на свете? (ЗДОРОВЬЕ)

Заключительная часть

В завершении хочу сказать, что бы достичь положительных результатов необходимо, подбирать разнообразные способы и варианты. Учить детей владеть устной речью,логически мыслить.

С помощью данного методического материала можно достичь положительного результата, развивая фантазию, моторику,логику, навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, грамматический строй речи,связную речь, культуру речи.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя различные методы, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Очень надеюсь, что я смогла Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста.

Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей» Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит.

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития речи, памяти и мышления дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития речи, памяти и мышления дошкольников» Подготовила воспитатель высшей.

Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей»Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей» .

Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»Цель: - познакомить педагогов с.

Мастер-класс для педагогов «Приобщение к сказкам народов Поволжья как средство развития речи дошкольников» Мастер-класс для педагогов «Приобщение к сказкам народов Поволжья, как средство развития речи дошкольников» В современных условиях жизни.

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей»Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг — одна из инновационных технологий развития речи детей» Мастер-класс для педагогов «Сторителлинг- одна из инновационных технологий развития речи детей».Лариса Гацко. Блог. Цель мастер-класса:.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» Мастер-класс для педагогов Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников». Цель: показать приемы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов прогимназии «Пальчиковая игротека как средство развития речи»
Опубликовано: 25 ноября 2019 в 14:33
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов прогимназии «Пальчиковая игротека как средство развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Наргиз Болтёнкова (УИ 332515) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД