МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» (4 фото)

Елена Картамышева
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов

Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования элементов песочной терапии для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ.

Задачи:

1. Знакомство с понятием дети с ОВЗ;

2. Знакомство с кинетическим песком, организация игр и упражнений с ним;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах

3. Повышение компетентности педагогов ДОУ в области применения элементов песочной терапии для детей с ОВЗ;

4. Способствовать снятию напряжения, доверительной и деловой атмосферы;

Оборудование: песочница, кинетический песок, мелкие игрушки, цветные камешки, музыкальное сопровождении,влажные салфетки.

Информационный ресурс:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. Спб. ,М. -2019г.

2. АрцишевскаяИ. Л. Ганятия психолога с детьми в педагогической песочнице. М. -2017г.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб. 2005.

Ход мастер-класса

Психологические особенности детей с ОВЗ

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии :

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

Из выше сказанного, необходимо применять различные методы в работе с детьми с ОВЗ. Рассмотрим одну из проблем развития детей с ОВЗ это развитие эмоционально-волевой сферы элементами песочной терапии.

Игры с песком в коррекции ЭВС у дошкольников с ОВЗ :

1. существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;

2. мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;

3. более гармонично и интенсивно развивают все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторику;

4. совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;

5. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.

Кинетический песок

Это современный уникальный материал, предназначенный для детских (и взрослых) игр и впервые появившийся в Швеции. По текстуре он напоминает обычный песок, но более лёгкий и влажный. Во время занятий материал не рассыпается, зато из него легко и удобно лепить любые фигуры. В состав кинетического песка входит два основных компонента: кварцевый песок (доля составляет 98%) и добавка на основе силикона Е900. Последнее вещество полностью безопасно и применяется в пищевой промышленности, поэтому даже попадание материала в рот не причинит вреда. Также могут использоваться натуральные пищевые красители, придающие песку разные оттенки.

Основные преимущества кинетического песка:

-нетоксичен, не вызывает аллергии;

-не поддерживает развитие микроорганизмов и практически не имеет запаха;

-несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;

-не высыхает, остается постоянно остается «влажным на ощупь»;

-не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;

-им практически невозможно засорить глаза;

-не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.

-в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон, и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выводится из организма естественным путем.

-не требует специальных условий хранения.

Приработе с песком необходимо оборудование.

Оборудование:

-Песочница или поднос с кинетическим песком;

• -Мелкие игрушки;

• - Камушки, природный материал;

• - Инструменты (стеки, скалка, молоточки,и. др.);

• - Оригинальные формочки;

• - Трафареты, штампы;

• - Детская посуда;

• - Игровые принадлежности.

Противопоказания к работе песком:

• Эпилепсия

• Невроз навязчивых состояний.

• Аллергия на пыль и мелкие частицы.

• Легочные заболевания.

• Кожные заболевания и порезы на руках.

• Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.

Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование цветным песком на планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.

Давайте поздороваемся с песком.

Упражнение «Здравствуй, песок

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ведущий опросит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

«Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)

Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

Разговор с руками» (Шевцова И. В.)

Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.

Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»

Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка

Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.

Прочитать стишок и нарисовать на песке смешного человечка.

Игра «Песочный театр»

Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.

Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т. к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.

Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
Фото «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
Мастер-класс для педагогов - фото
Фото №1 Мастер класс для педагогов Тема
Публикации по теме:

Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную.

Арт-терапия как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов «Арт-терапия – как средство сохранения здоровья дошкольников и педагогов» Юдина Наталья Владимировна ГБДОУ № 25 В жизни человеку приходится.

Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников»Конспект консультации для педагогов «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Конспект консультации для педагогов по теме «Сказкотерапия и арт-терапия, как средство познавательного развития дошкольников» Сказкотерапия.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Песочная терапия и ее возможности на логопедических занятиях» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ» Дзгоева Залина Арцуевна, учитель-логопед.

Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей»Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей» .

Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Су-Джок терапия как средство здоровьесбережения дошкольников» Мастер-класс для педагогов: «Су-Джок терапия, как средство здоровьесбережения дошкольников».Блог. Лариса Гацко. Сохранение и укрепление.

Мастер-класса для педагогов «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» - Уважаемые коллеги! - Я предлагаю вашему вниманию мастер класс «Песочная Арт - терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ» Цель.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольников Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности старших дошкольников В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 25 июня 2019 в 16:04
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Картамышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД