Елена Картамышева
Мастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования элементов песочной терапии для работы с детьми ОВЗ в условиях ДОУ.
Задачи:
1. Знакомство с понятием дети с ОВЗ;
2. Знакомство с кинетическим песком, организация игр и упражнений с ним;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2019
3. Повышение компетентности педагогов ДОУ в области применения элементов песочной терапии для детей с ОВЗ;
4. Способствовать снятию напряжения, доверительной и деловой атмосферы;
Оборудование: песочница, кинетический песок, мелкие игрушки, цветные камешки, музыкальное сопровождении,влажные салфетки.
Информационный ресурс:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игра с песком. Практикум по песочной терапии. Спб. ,М. -2019г.
2. АрцишевскаяИ. Л. Ганятия психолога с детьми в педагогической песочнице. М. -2017г.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. — СПб. 2005.
Ход мастер-класса
Психологические особенности детей с ОВЗ
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.
Выгодский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии :
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Из выше сказанного, необходимо применять различные методы в работе с детьми с ОВЗ. Рассмотрим одну из проблем развития детей с ОВЗ это развитие эмоционально-волевой сферы элементами песочной терапии.
Игры с песком в коррекции ЭВС у дошкольников с ОВЗ :
1. существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
2. мощно развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта»;
3. более гармонично и интенсивно развивают все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторику;
4. совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка;
5. песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с детьми с ОВЗ.
Кинетический песок
Это современный уникальный материал, предназначенный для детских (и взрослых) игр и впервые появившийся в Швеции. По текстуре он напоминает обычный песок, но более лёгкий и влажный. Во время занятий материал не рассыпается, зато из него легко и удобно лепить любые фигуры. В состав кинетического песка входит два основных компонента: кварцевый песок (доля составляет 98%) и добавка на основе силикона Е900. Последнее вещество полностью безопасно и применяется в пищевой промышленности, поэтому даже попадание материала в рот не причинит вреда. Также могут использоваться натуральные пищевые красители, придающие песку разные оттенки.
Основные преимущества кинетического песка:
-нетоксичен, не вызывает аллергии;
-не поддерживает развитие микроорганизмов и практически не имеет запаха;
-несмотря на наличие силиконового связующего, не липнет к рукам и одежде;
-не высыхает, остается постоянно остается «влажным на ощупь»;
-не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
-им практически невозможно засорить глаза;
-не боится воды, после просушки сохраняет прежние свойства.
-в случае неосторожного заглатывания песка (что не рекомендуется) силикон, и кварц не взаимодействуют с желудочным соком и через определенное время выводится из организма естественным путем.
-не требует специальных условий хранения.
Приработе с песком необходимо оборудование.
Оборудование:
• -Песочница или поднос с кинетическим песком;
• -Мелкие игрушки;
• - Камушки, природный материал;
• - Инструменты (стеки, скалка, молоточки,и. др.);
• - Оригинальные формочки;
• - Трафареты, штампы;
• - Детская посуда;
• - Игровые принадлежности.
Противопоказания к работе песком:
• Эпилепсия
• Невроз навязчивых состояний.
• Аллергия на пыль и мелкие частицы.
• Легочные заболевания.
• Кожные заболевания и порезы на руках.
• Занятия не проводятся в случае объявления в группе карантина.
Методы песочной терапии различны, можно использовать кинетический песок, классический «сыпучий» песок в песочнице, рисование цветным песком на планшетах, использование песочницы в сочетании со сказкотерапией и пр. Сейчас хотелось бы остановиться на кинетическом песке и рассмотреть подробнее методы работы с ним, ведь не зря говорят «волшебный» песок, упоминая песок кинетический.
Давайте поздороваемся с песком.
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ведущий опросит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу (поднос);
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Игра «Песочный дождик»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
«Найди отличие» (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует на песке любую несложную картинку (котик, домик и др.) и показывает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и показывает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
Разговор с руками» (Шевцова И. В.)
Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на песке силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить бусинками, камушками или ракушками пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: “Кто вы, как вас зовут?”, “Что вы любите делать?”, “Чего не любите?”, “Какие вы?”. Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно “заключением договора” между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Игра-упражнение «Точка, точка, запятая»
Цель: знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка
Точка, точка, запятая – вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик – получился человечек.
Прочитать стишок и нарисовать на песке смешного человечка.
Игра «Песочный театр»
Песочница или поднос с песком используется как основа для кукольного настольного театра, где используются мелкие персонажи-игрушки. Это удобный способ инсценировать сказку, т. к. песок позволяет передать разные ландшафты. Важно предоставить детям возможность самим передвигать фигурки, проговаривать фразы из сказки.
Безусловно, круг проблем, касающихся коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка ОВЗ, очень широк. Основной задачей коррекционной работы становится обучение ребенка правильным проявлениям своих чувств, адекватным формам реагирования на различные ситуации и явления внешней среды в процессе взаимодействия с окружающим миром. При этом необходимо учитывать тот факт, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т. к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. А бурные, аффективные реакции, как правило, являются результатом длительного зажима эмоций.