Ирина Шестакова
Мастер-класс для педагогов «Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей»
▼ Скачать + Заказать документы
астер-класс для педагогов
«Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей»
Цель: эффективное проведение коррекционно-образовательного процесса на макетной основе.
Слайд №2
Задачи решаемые с помощью макета :
• Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Макетирование как средство познавательно-речевого развития детей“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Развитие пространственного мышления ребенка.
• Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
• Развитие речетворческого воображения, логического мышления, памяти и внимания детей.
• Повышение интереса к речевой и познавательной деятельности.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Развитие общей и мелкой моторики.
Этапы работы с макетами в разных возрастных группах:
1. Создание сенсорной коробки (ранний и средний возраст.)
2. Моделирование макетов (старший и подготовительный возраст).
Слайд № 3
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский
Это означает, что малыш познает мир и развивает речь через пальчики : ему необходимо все потрогать, пощупать, попробовать, поплескаться.
Универсальной вещью для тактильных игр детей младшего возраста является сенсорная коробка.
Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом.
Слайд № 4
В чем польза сенсорной коробки и макетов?
- Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
- Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, гладкий, мягкий, холодный, пушистый) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как).
- Помогает изучению математики: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание – это лишь некоторые из математических преимуществ.
- Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
- Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
- Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с макетом играет одновременно несколько детей.
- Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
- Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
- Развивает интерес к науке : макеты могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью природных материалов, как камни, песок, вода и так далее.
Слайд № 5
Преимущества сенсорных коробок и макетов.
Сенсорные коробки и макеты имеют ряд преимуществ, которые позволяют их широко использовать, как:
- универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в разные возрастные периоды;
- не занимают много времени на подготовку;
- не занимают много места;
- практически не требуют финансовых вложений;
- предоставляют множество возможностей для обучения и игр;
-являются отличным дополнением к тематическим занятиям и ролевым играм детей.
Слайд № 6
Правила создания макета :
- Вы должны знать одно очень важное правило о построении макета–
- НЕТ ПЛОХИХ ИДЕЙ!
- Это самое интересное – быть творческими!
- Наполнение зависит от возраста детей, интересов и пристрастий, темы игр и занятий.
- Дети не должны ограничиваться только периметром макета. Позвольте им раскладывать содержимое за пределами его.
- Дети раннего и среднего возраста должны играть с сенсорной коробкой только под наблюдением взрослых (взрослый-партнер).
- Дети старшего дошкольного возраста, могут проводить игры на макетной основе и вне актуально задействованного в ней взрослого.
Слайд № 7
Для создания макета понадобятся :
- емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;
- наполнитель: всевозможные крупы, бобовые, макароны, мука, соль, сахар, крахмал, кофе, чай, природный материал, водный, бумажный, текстиль и швейная фурнитура, вата, ватные диски, кусочки поролона, губка;
- различные элементы: игрушки и предметы;
- инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).
Слайд № 8 - 10
Макеты как средство познавательно-речевого развития детей :
• Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета они сравнивают, описывают, повествуют о различных явлениях и объектах природы, что способствует развитию доказательной речи детей. Дошкольники учатся рассуждать, а значит, развивается логическое мышление, развивается словарь и выразительность речи.
• С помощью макета в группе создаётся специальная игровая среда для закрепления знаний по лексическим темам, развитию грамматическому строю речи, звукопроизношению и связной речи.
• Коллективный макет способствует развитию коммуникативных навыков.
• Опыт работы с макетами в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения, показывает, что интерес к образовательной деятельности значительно повышается, их творческое воображение рисует образы, тем самым подталкивая детей к речевой деятельности.
• Макет не ограничивает фантазию, как логопеда, так и ребенка, а наоборот позволяет творчески подойти к коррекционной работе.
• Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы.
• Несмотря на то, что макет является основой для речевого развития детей, он должен максимально правильно отражать реальный мир, характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность.
• Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с макетами, отображающими существенные черты изучаемых явлений.
• В процессе работы над макетом дети закрепляют такие понятия, как пространство, количество, размер и др. Создаются условия для сенсорного развития : работа с разной фактурой, качеством, формой и цветом материала. Развиваются тактильные ощущения и чувственное восприятие. Однако, пространственные представления характеризуются высокой степенью абстрактности, и их усвоение вызывает у дошкольников определенные трудности в определении направлений, пространственного расположения предметов.
• Макетирование способствует обобщению знаний о пространственном расположении частей своего тела, ориентировки в окружающем пространстве «от себя»; «от другого объекта (предмета)»; на плоскости, в определении удаленности объектов (предметов, в работе по схеме, в отражении пространственных отношений.
Слайд № 11
20 идей тематических макетов.
• Цвета
• Времена года.
• Сортировка.
• Цифры.
• Звуковые коробки.
• Аромокоробки.
• Праздники.
• Поиск сокровищ.
• Подводный мир.
• Рыбалка.
• Сад – огород.
• Ферма в коробке.
• Мир динозавров.
• Космос.
• Стройка.
• Мойка животных или машин.
• Пляж.
• Лес.
• Животные.
• Насекомые.