Ирина Павлова
Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники для развития речи, памяти и мышления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов
«Использование мнемотехники для развития речи,
памяти и мышления дошкольников»
Подготовила воспитатель высшей категории Павлова И. И.
(Слайд 2)
Цель: ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование мнемотехники для развития речи, памяти и мышления дошкольников“» размещена в разделах
- День Победы. ИЗО, изодеятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
- раскрыть понятие мнемотехника, выявить актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы;
- предложить рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.
(Слайд 3)
Что такое мнемотехника?
Мнемотехника - технология развития памяти, совокупность правил и приемов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Мнемотехника известна с давних времен и насчитывает как минимум две тысячи лет.
Мнемотехника - от греч. mnemonikon, названа так по имени древнегреческой богини памяти, Мнемозиды – матери девяти муз.
(Слайд 4)
Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором
Самосским в 6 веке до н. э. Первый сохранившийся труд по мнемонике
приписывают Цицерону. Мнемотехнику изучал, разрабатывал и преподавал
Джордано Бруно: ею интересовался Аристотель и обучал этому искусству
своего ученика Александра Македонского. Феноменальной памятью,
основанной на мнемотехнике, обладали Юлий Цезарь и Наполеон
Бонапарт.
Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в
разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые
можно сформировать, как и любые другие навыки.
(Слайд 5)
Актуальность использования мнемотехники.
Речевое развитие является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
Работая с детьми, наблюдая за их общением и речью, мы видим, как нелегко им порой общаться друг с другом, правильно задать вопрос, они нередко испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пере-сказать литературное произведение, ошибаются в передаче логической последовательности событий, не могут составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал, переставляют слова местами.
В своей работе педагоги используют разные техники и методики, помогающие детям освоить родную речь.
Одной из таких методик является МНЕМОТЕХНИКА.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образная память. Ребенку гораздо легче запомнить и выучить то, что закреплено наглядной картинкой.
(Слайд 6)
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
(Слайд 7)
Какие задачи решает мнемотехника.
• развивает у детей основные психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление;
• способствует развитию умения детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы;
• развивает умение работать по образцу, по правилам;
• способствует развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
• развивает творческие способности детей, умение самим составлять схемы и воспроизводить их;
• содействует решению изобретательский задач сказочного, игрового, этического характера;
• способствует развитию мелкой моторики рук.
(Слайд 8)
Суть мнемотехники.
На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изобра-жение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Схема мнемотехники.
1. Мнемоквадраты
2. Мнемодорожки
3. Мнемотадлицы.
Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятными изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
(Слайд 9-13)
Где можно использовать мнемосхемы?
• Обогащение словарного запаса
• Обучение пересказу
• Составление рассказов
• Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
• Отгадывание загадок.
(Слайд 14)
Мнематаблица видео к стихотворению «У Антошки есть игрушки».
(Слайд 15)
Практические упражнения.
1. Одна часть педагогов зарисовывает мнематаблицу к стихотворению
Маша нашему малышке
Сшила новые штанишки,
Сшила шубку, сшила шарф,
Для Мишутки – малыша.
2. Вторая часть педагогов составляет мнематаблицу по стихам из уже готовых картинок.
(Слайд 16)
Памятка для педагогов.
МНЕМОТЕХНИКА памятка для воспитателей
Мнемотехника –
(мнемоника) в переводе с греческого «искусство запоминания».
Мнемотехника - это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшение работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг
информацию, создавая ассоциативные картинки. Совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.
Мнемотехника
используется:
- для обогащения словарного запаса детей;
- при обучении составление рассказов;
- при пересказывании художественной литературы
- при отгадывании и заучивании загадок, стихов, пословиц;
- при знакомстве с цифрами и буквами.
Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.
Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:
1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверен-ность в своих силах.
2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы
привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т. п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда, когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.
Как заниматься по таблицам
Алгоритм для того, чтобы выучить стих:
1. Выразительно прочитать стих
2. Прочитать стих еще раз, показывая изображение в мнемотаблице.
3. Уточнить все ли слова знакомы малышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
4. Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а ребенок дол-жен повторить, смотря на таблицу.
5. И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.
Этапы создания мнемотаблицы самостоятельно.
1)Читаем рассказ или стих, выделяем важные моменты.
2) Берем лист бумаги и расчерчиваем его на равные квадраты.
3)В каждом квадрате рисуем картинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.
4) Подписываем каждый квадрат, словами, которые стоит запомнить.
Например, нам нужно создать мнемотаблицу для стиха:
На подносе у Фроси
Ананас и абрикосы.
Изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося, один ананас, и много абрикос.
Литература и источники:
1. Полянская Т. Б. использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009. - 64 с.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Детство-Пресс, 2005. – 146 с.
3. Т. А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов»
https://урок. рф/library/tatkachenko_shemi_dlya_sostavleniya_doshkolnikami_191113.html
4. Сайт «Все для развития детей» https://promany.ru/mnemotexnika