Приложение МААМ

Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников»

Елена Шарапова
Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

- Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема мастер – класса «Моделирование как средство развития речи у дошкольников».

Цель: показать приемы использования метода моделирования в работе с дошкольниками по развитию связной речи.

Задачи:

1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;

Публикация «Мастер-класс „Моделирование как средство развития речи у дошкольников“» размещена в разделах

2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса;

3. Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников.

Использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей, с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются интеллектуальные и практические действия.

Особенность и значение моделирования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний.

В основе моделирования лежит принцип замещения.

Реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком.

«МОДЕЛИРОВАНИЕ» - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей. Моделирование своим объектом имеет модели.

«МОДЕЛЬ» - это любой образ (изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления, используемый в качестве заместителя.

Взрослый не только знакомит ребенка с окружающим миром, но и обучает способам обследования, наблюдения, умению выделять суть, устанавливать взаимосвязи. Процесс познания мира не прост для ребёнка и успешно помогают, являются очень полезными в этом процессе опорные схемы, символы, наглядные модели, обозначающие явления и объекты.

В дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным, а не словесно-логическим, поэтому для детей, гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.

Использование наглядного моделирования в раннем детстве способствует развитию мышления ребёнка : схематические (контурные, теневые) изображения знакомых предметов, животных, людей, введение элементарных символов, заменяющих реальных персонажей произведений по какому-либо характерному признаку, приучают детей мыслить, запоминать и соотносить форму, величину, цвет. В конечном счёте, развивается речь ребёнка : обогащается словарь, создаются предпосылки для развития связной речи.

Моделирование начинается с замещения одних объектов другими (реальных — условными).

Девочка

Мальчик

Стоять

Покупать

Работа над фразой

Простое нераспространенное высказывание

Простое распространенное высказывание

Игра «Заколдованные животные».

Предложить детям использовать для моделирования заместители - круги разного цвета:

— Для зайца круг выбрали белый. Почему?

— Лиса — какой круг, почему? (Оранжевый)

— Волк — какой круг, почему? (Серый)

— Медведь — коричневый, почему?.

Игра «Волшебные геометрические фигуры». (по теме овощи)

-Красный круг-это помидор;

-Зеленый овал-это огурец;

-Желтый овал-это репка;

-оранжевый треугольник-морковь…

Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет.

Схемы предлогов

В качестве заместителей удобно использовать кружки, квадратики, различающиеся по цвету и величине; при этом первостепенная задача — научить ребёнка правильно использовать заместители.

При знакомстве со сказкой «Репка» можно выбрать заместители не по цвету, а по величине. В центр прикрепить бумажную репку, в угол шесть полосок разной длины, ребенок подбирает заместители ко всем персонажам сказки, обосновывая свой выбор: большая полоска – дедушка, полоска поменьше - бабушка, самая маленькая полоска - это мышка. Таким образом, в основе пересказа сказки «Репка» выступает наглядная пространственная модель сериационного типа (раскладывание полосок от самой большой до самой маленькой).

Так можно использовать схемы для пересказа и рассказывания. В начале схема может быть подробной, но когда ребенок будет очень легко справляться с заданиями, необходимо постепенно схемы сокращать, чтобы ребенок мог проектировать свой рассказ. Сами схемы можно рисовать вместе с ребенком и тут же предложить ему объяснить, что нарисовано, догадаться по знакомым символам.

Рассказ-описание (тема Осень)

Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путё м разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает». Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.

Для формирования понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, т. е. строится по определенной схеме, можно использовать игры: «Кто знает, тот дальше продолжает», «Свари компот», «Готовим винегрет», «Начинаем дежурить». К этим играм дается схема высказывания, а дети «наполнят» ее различным содержанием. Совместно составленный рассказ закрепить повторяющимися вопросами, чтобы дети смогли выделить основные связи между его частями, например: «Куда пошла козочка? Почему закричала козочка? Кто ей помог?» Такие игры учат детей: рассказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно событие с другим; овладевать структурой повествования, в котором есть начало, середина и конец.

Моделирование рекомендуется использовать при чтении художественной литературы, читаемый ребенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. Это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами.

Презентация стихи (мнемодорожки)

Презентация АВК

Презентация рассказ о транспорте

Компьютерная программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (составление рассказов – описаний)

Таким образом, использование наглядного моделирования заметно облегчает детям овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели сериационного или двигательного типа помогают ребёнку определять главные структурные компоненты текста при пересказах.

Усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей.

- Всем большое спасибо за внимание и участие в мастер-классе.

Публикации по теме:

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольниковМоделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Содержание Введение 1. Что такое модель? 2. Виды моделирования.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша как средство развития логико-математических способностей дошкольников» Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов –участников в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками.

Мастер-класс «Блоки Дьенеша — эффективное средство математического развития дошкольников» Цель. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоению опыта работы с дошкольниками по их.

Мастер-класс «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» Мастер – класс «Детское экспериментирование как средство развития.

«Нетрадиционное рисование как средство развития интереса дошкольников к изодеятельности». Мастер-класс для воспитателей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 248» Мастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные.

Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников» Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как.

Мастер-класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Мастер - класс «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема.

Мастер-класс «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 города Вольска, Саратовской области» Ул. Революционная, 29. тел: 7-10-39.

Пальчиковые игры как средство всестороннего развития дошкольников. Мастер-класс для родителей Цель: познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребёнка. Обучить родителей этапам разучивания.

Мастер-класс  «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель: Способствовать формированию у педагогов представлений о значении нетрадиционных видов аппликации в развитии творчества дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников»
Опубликовано: 23 сентября 2019 в 10:28
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс «Моделирование как средство развития речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шарапова (УИ 179520) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД