Екатерина Сумина
Мастер-класс «Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что многие дошкольные учреждения, идущие в ногу с современными тенденциями, ищут новые подходы в образовании. Как подойти к обучению нетрадиционно, а значит оригинально и непривычно? Просто и ненавязчиво, легко и играючи обучать дошкольника. Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
В последнее время симпатии педагогов, родителей, а, главное, детей, все больше завоевывает новая игровая технология лэпбук.
Публикация «Мастер-класс „Лэпбук как средство развития связной речи у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» апрель 2019
Еще бы! Он интересен тем, что в простой, игровой форме позволяет выполнить множество задач в работе с ребенком, заинтересовать и привлечь к работе родителей, привлекает своей мобильностью, простотой в исполнении и широкой возможностью для творчества.
Мы считаем найденную нами технологию удачным шагом нашего коллектива по пути реализации ФГОС.
Ведь она позволила нам использовать инновационные методы и формы работы, и реализовывать основные принципы.
Лэпбук, самодельная папка – игра
Она интересна и детям важна…
Наполненная чудесами, в этом вы убедитесь сами!
Сегодня мы с вами поговорим о том, как легко и доступно развивать качественную, грамматически связную речь в игровой форме при помощи лэпбука. Лэпбук позволил нам вместить в себя разнообразные игровые технологии, техники, методы и приёмы. В нашем лэпбуке есть такая техника, как друдлы.
- картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать, что изображено на картинке.
Она полезна тем, что:
- развивает образное мышления, как у взрослых, так и у детей;
- развивает креативное воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
- развивает речь, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.
Посмотрите на экран.
-Что вы видите?
А мы с детьми увидели:
- подарок, перевязанный ленточкой
- Или бабочка, взбирающаяся по веревке вверх.
- А может, треугольник, целующий свое отражение в зеркале?
(это явно неполный список возможных описаний данного друдла).
Перед каждой из вас лежит нарисованный друдл, я предлагаю вам дорисовать его, и рассказать нам на что он похож. Вам понятно задание?
С детьми такую работу провожу индивидуально с каждым ребёнком.
Остальным участницам мастер-класса, предлагаю тоже поиграть. На экране изображение друдла, давайте вместе пофантазируем на, что он похож.
Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи.
Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы. И в этом нам помогает мнемотехника.
Она состоит из:
Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с изображением предмета, действия или другого символа.
Мнемодорожка – это таблица из 4 и более клеток в которых отображены рисунки, расположенных линейно.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемодорожки, мнемотаблицы легко умещаются в кармашке лэпбука.
Обратите внимание на экран. Герои какого автора изображены на мнемотаблице? Правильно, автор К. И. Чуковский. Я сейчас придумаю и расскажу сказку с этими героями, при помощи мнемотаблицы.
"Жила-была Федора, у нее убежала посуда. За помощью она пошла к Мойдодыру. По дороге встретила лисичек со спичками. Все вместе они отправились к Айболиту. Тут откуда ни возьмись летит маленький комарик, а в руке у него горит маленький фонарик. Все они увидели тараканище и он им рассказал где посуда. "
Я предлагаю участницам попробовать себя в роли авторов сказок, нужно заполнить пустые мнемотаблицы, которые лежат перед вами, героями произведений К. И. Чуковского, придумать, затем, выйти и рассказать нам сказку. Работа ведется в парах. Задание понятно?
Мнемотехника эффективна, при заучивании стихотворений. Очень активно мы используем «живые мнемотаблицы». Пока наши конкурсантки готовятся, предлагаю вам уважаемые зрители выучить стихотворение С. Я. Маршака «Апрель», при помощи живой мнемотаблицы. Принцип работы такой: сейчас все вместе смотрим видео и повторяем слова шепотом, со второго просмотра добавляем не озвученные слова, на третий раз с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение нужно самостоятельно.
Эту таблицу я позаимствовала у коллег и с удовольствием использую её в работе.
Готовы?
Видео: https://www.youtube.com/embed/EbWVJ5U874oУчастницы рассказывают сказки, составленные с помощью мнемотаблицы.
В моем лэпбуке есть кармашек с волшебными картинками. Что это такое? (из лэпбука достается картинка с изображением пены для бритья). Правильно, это мужская пена для бритья. Сейчас, я предлагаю участницам, нарисовать с помощью пены коллективную картину на тему - "Весна!". Затем нам рассказать о ней.
Инструкция к выполнению задания:
Выдавите пену на разнос, тонким слоем. С помощью линейки разровняйте поверхность, сформировав поле для рисования. Приступайте к нанесению рисунка.
C детьми мы обговариваем, что изображено на картине, придумываем название рисунку. Составляем рассказ, придумываем продолжение рассказа.
Пока участницы рисуют. Я хочу рассказать, чем же еще наполнен наш лэпбук, какие техники или приемы он скрывает в себе.
Деревянные разноцветные медицинские шпатели, с помощью них мы выкладываем фигуры по образцу, с помощью словесной инструкции, развиваем мелкую моторику, цветовое восприятие.
Синельная проволока. С помощью нее выкладываем буквы, геометрические фигуры, создаем разные фигуры. Проволока развивает цветовое и зрительное восприятие, мелкую моторику, способствует развитию образного мышления.
Деревянные пуговки. Их я выкладываю на распечатанный фон, они служат персонажами рассказов. Придумываем и составляем рассказ, придумываем название картины
Используем воскотерапию, как здоровьесберегающую технологию.
В процессе занятий воскотерапией формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно–эмоциональное восприятие окружающего мира. Предварительно спрашиваем у родителей нет ли у ребенка аллергической реакции на мед. И после проведения занятия оставляем на 20 минут руки не мытыми.
Кольца Луллия. Развивают познавательную активность, обогащают пассивный и активный словарь, развивают связную речь.
Уважаемые участницы, предлагаю вам выйти и рассказать о своей картине.
(участницы рассказывают о картине)
Уважаемые коллеги, хочу вас уверить, в том, что лэпбук является эффективным и инновационным средством развития связной речи старших дошкольников и уникальной находкой для педагогов! Спасибо за внимание, сотрудничество и творчество!