Людмила Амошулуй
Мастер-класс для педагогов «Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
«МНЕМОТЕХНИКА, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста»
Цель:
- познакомить педагогов с методом мнемотехники, провести практическую работу.
Задачи:
- дать понятие мнемотехники;
- доказать актуальность данной системы запоминания;
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Мнемотехника как средство развития связной речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
- провести практическую работу по заучиванию стихотворения, отгадыванию загадки;
- дать рекомендации педагогам по использованию описательных схем при составлении рассказа.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, мнемотаблицы для заучивания стихотворения, отгадывания загадки, описательного рассказа, заучивания песни.
Практическая значимость:
данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми как дошкольного, так и младшего школьного возраста.
Ожидаемые результаты:
- получение педагогами представлений о мнемотехнике;
- внедрение в образовательный процесс методики работы с мнемотаблицами для развития речи детей.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать в нашем зале на мастер-классе – «Мнемотехника, как средство развития связной речи дошкольников».
Сегодня я расскажу, покажу, а также вы сможете на практике опробовать некоторые приёмы мнемотехники, которые я использую в речевой работе с детьми.
Мнемотехника – это система специальных приёмов и способов для запоминания, сохранения и воспроизведения информации, развития памяти. Слово «мнемотехника» произошло от древнегреческого – «мнемоника», что означает - искусство запоминания.
Уже в Древней Греции люди успешно применяли приёмы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой, не всегда имеющий смысл текст, демонстрируя искусство красноречия в публичных выступлениях.
На Руси тоже использовалась мнемотехника. Ее яркий пример – славянская азбука. Название всех букв кириллицы были придуманы с мнемонической целью:
А (аз) Б (буки) В (веди) - я буквы знаю;
Г (глагол) Д (добро) Е (есть) - письменность есть добро;
Р (рцы) С (слово) Т (твердо) - произноси слово твердо.
Многие из нас изучали расположение цветов радуги, используя такой приём запоминания:
Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
Детский сад – это первое учреждение, где происходит формирование речи детей. Дошкольный возраст, самый благоприятный для закладывания основ красивой, связной речи ребёнка.
Зачастую у детей возникают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, составлении описательного рассказа, пересказе знакомой сказки, в запоминании стихов. Это и:
• односложная речь, состоящая из простых предложений;
• недостаточный словарный запас;
• неспособность правильно построить распространенное предложение;
• использование нелитературных слов;
• сложности или неспособность при построении монолога, например, сюжетный или описательный рассказ на тему, пересказ текста;
• плохо запоминают стихи.
Чтобы занятие было интересным и результативным, а дети овладели грамотной речью, я решила использовать приёмы мнемотехники.
Для обучения детей младшего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста — чёрно-белые таблицы, чтобы не отвлекать внимание на цветные изображения.
Начинать работу надо с мнемоквадратов, затем – мнемодорожки и потом – мнемотаблицы.
Суть мнемотаблицы заключается в следующем:
на каждое слово или словосочетание придумывается картинка или символ - мнемоквадрат;
несколько мнемоквадратов, составленных в линию последовательно - мнемодорожка;
несколько мнемодорожек, расположенных друг под другом – мнемотаблица.
Так весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти, используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым, эмоциональным.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРЕНИЕМ:
1. Прочитать выразительно стихотворение;
2. Затем прочитать ещё раз с опорой на мнемотаблицу;
3. Разобрать с детьми каждый рисунок-символ мнемотаблицы;
4. Задать вопросы по содержанию, помочь уяснить основную мысль;
5. Объяснить смысл непонятных слов;
6. Прочитать отдельно каждую строчку, дети повторяют с опорой на мнемотаблицу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
стихотворение А. Плещеева «Травка зеленеет» (четверостишие)
Загадка:
Сидит девица в темнице,
А коса на улице (Морковь)
Мнемотаблицы, опорные схемы по составлению описательных рассказов об игрушках, одежде, птицах, обуви и т. д. помогают детям самостоятельно установить последовательность изложения, обогащают словарный запас, облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью, а ещё развивают творческие способности при составлении собственных детских мнемотаблиц.
Занимаясь развитием речи детей с применением мнемотехники в дошкольном учреждении — параллельно, дома, я использовала эти приёмы при выполнении домашней работы с сыном, учеником начальной школы. И ещё раз убедилась в эффективности метода мнемотехники.
В презентации даны мнемотаблицы стихотворения и загадки.
Спасибо за внимание!