Тамара Громова
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи
Составили: Громова Т. Е., Солнцева И. М.
Воспитание, охрана здоровья, физическое развитие подрастающего поколения – важная задача, в решении которой большую роль играют дошкольные учреждения.
Публикация «Логоритмика для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Важную роль в структуре логопедической работы занимает логопедическая гимнастика. Логопедическая ритмика – одно из средств оздоровления речи. Это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной.
Развитие речи детей, как младшего возраста, так и детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи тесно связано с развитием мелкой моторики и ритмизацией всего организма. Правильная и красивая связная речь не всегда, к сожалению, дана от рождения. Зачастую приходится прикладывать много усилий для ее формирования. Именно в таких случаях и приходят на помощь развивающие занятия логоритмикой.
С помощью логоритмики создается увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Дети старшего дошкольного возраста с ОНР на логоритмических занятиях раскрепощаются, развитие речи происходит более эффективно, так как слово и музыка, а еще и игра организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, развивает речь, адаптируют к условиям внешней среды.
Логоритмика включает следующие элементы:
- ходьбу различного характера в различных направлениях;
- упражнения, активизирующие слуховое, зрительное внимание, память, воображение;
- песни и стихи, речевые игры, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
-упражнения на развитие координации, общей и мелкой моторики;
- пальчиковую гимнастику для развития тонких движений пальцев рук;
-коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, уверенности в себе, смелости, позитивного самоощущения;
-танцевальные движения и партерную гимнастику (упражнения на полу).
-упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
На каждом занятии обязательно используются яркие атрибуты: колокольчики, мягкие мячики, ленты и другие мелкие предметы из искусственных и природных материалов, что дает дополнительные возможности для сенсорной стимуляции.
Такие занятия всегда в радость, потому что это всегда игра, всегда доброе общение, сюрпризные моменты, всегда позитивная оценка деятельности каждого из детей. Все это раскрепощает ребенка, и наделяет смыслом сам процесс его участия в занятии.
Основополагающий принцип проведения занятий - взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия. Игровое построение занятий создает доброжелательную, эмоционально - насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослого, побуждает каждого ребенка принять активное участие в учебном процессе, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Все перечисленные упражнения делятся на две большие группы:
1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа, ритма, развитие психических процессов);
2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха. Те или иные задания подбираются в зависимости от речевого дефекта.
Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.
В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.
Отмечается положительная динамика в качественных изменениях показателей слухового, зрительного, тактильного внимания, восприятия, памяти детей. Параллельно улучшаются показатели развития речи : физиологическое дыхание, фонематический слух, движения органов артикуляционного аппарата, звукопроизношение. Совершенствуется работа сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной и других систем. Дети с удовольствием занимаются логоритмикой, приобретая представления о здоровом образе жизни, доброжелательном отношении к окружающим людям. В дальнейшем это позволит ставить перед детьми и решать совместно с ними более сложные задачи в овладении речью, в развитии музыкальных способностей и детского творчества.
Рекомендации при проведении игр «Речь с движением»
1. Необходимо, чтобы слова и фразы сочетались с движениями.
2. Обязательно нужно соблюдать паузы (1 - 2) или говорить «ОТДЫХ».
3. Выдерживать темп и ритм
4. Шаг должен быть согласован с ударной гласной, совпадать с ней.
5. Прежде, чем работать с детьми, воспитатель должен сам повторить, проговорить эти игры
6. Сначала - показ детям, потом совместные, сопряженные действия с детьми.
7. Движения формируются медленнее, чем речь, поэтому речь должна быть несколько замедленна, спешить не надо. Некоторые движения надо показать, а затем выполнять совместно с детьми.
Телеграф
Дидактические задачи: развивать тактильное восприятие, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
Руководство:
Дети отстукивают ритм по спине впереди стоящего ребенка, а последний ребенок прохлопывает в ладоши.
Педагог оценивает результат. Затем все дети прохлопывают ритм и подбирают слова на определенную лексическую тему с данной ритмической структурой.
Загадочная трубочка
Дидактические задачи: продолжать работу над развитием дыхательных функций ребенка: продолжительностью выдоха, экономным расходованием дыхания, выработке тонких тактильных ощущений.
Иr ровой материал: у каждого ребенка в руках маленькая пластмассовая трубочка.
Руководство: Игра парная. Один ребенок дует в трубочку на протянутую ладошку другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха обрисовывает на ладони фигуру. Ребенок, получивший тактильное ощущение, должен воспроизвести на ладони своего партнера ту же фигуру. В случае правильного решения, меняются местами. Трубочки индивидуальные.
Говорливый ручеек
Дидактические задачи: развитие творческого воображения, артикуляционной моторики.
Руководство: дети берутся за руки, идут друг за другом и проговаривают песенку ручейка: По камешкам, динь - динь - ДИНЬ. По корягам буль - буль - буль. По осоке ш - ш - ш.
Поющий мяч
Дидактические задачи: развивать координацию движений рук, вырабатывать равномерное, плавное дыхание с помощью заданных педагогом тянущихся звуков определенной высоты (поющий мяч определяет характер воспроизводимой фонемы).
Игровой материал: мяч
Руководство: дети сидят по кругу на ковре. В руках педагога мяч. Показывая губами или рукой определенную гласную, логопед направляет мяч к одному из сидящих в кругу. Пока мяч катиться, необходимо пропеть звук. Ребенок, получивший мяч, прокатывает его следующему участнику, озвучивая весь путь.
Замри
Дидактические задачи: учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Закреплять умение принимать различные позы, ориентироваться на схематичное изображение.
Игровой материал: карточки со схематическим изображением человека в какой-нибудь позе.
Руководство: данное игровое упражнение состоит из 2 этапов. На первом этапе ребенок отрабатывает статическую фигуру, запоминает и сравнивает её со схемой. На втором этапе опорным моментом является схема, с которой ребенок копирует фигуру.
Волшебный клубок
Дидактические задачи: развивать слуховое восприятие, продолжительность звучания с помощью зрительных и тактильных ощущений. Учить преодолевать эффект звуковой атаки, активизировать внимание к звуку на всем его протяжении.
Игровой материал: дети держат в руках мягкие шерстяные клубки ниток. Руководство: несколько детей начинают одновременно npопевать определенный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует протяженность звучания. Обрыв нити связан с прекращением звучания голоса. Выигрывает тот, у кого ниточка окажется длиннее. После того, как дети поняли, что длина нити зависит от продолжительности звучания голоса, выкладываются узоры и «озвучиваются».
Дружные соседи
Дидактические задачи: развивать тактильное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику.
Игровой материал: продукты питания и карточки с их изображением. Руководство: Педагог читает текст:
Стоит лес, - в лесу избушка, а в избушке три медведя.
А у них много соседей:
Зайчик - Побегайчик,
Лисичка - сестричка,
Ёжик - ни головы, ни ножек,
Волчек - серый бочек,
И белочка с волшебной тарелочкой.
В соответствии с текстом выполняются движения - имитация леса, избушки. При перечислении животных дети поочередно загибают пальцы. Угощение можно предложить в виде изображения предмета. Можно наклеить на карточки половинки горошин и дети наощупь определяют, что это такое.
Диснейленд
Дидактические задачи: развивать слуховое внимание, точность координации движений, адекватность восприятия. Игровой материал: небольшие резиновые игрушки.
Руководство: педагог предлагает детям различные резиновые игрушки, изображающие героев любимых сказок. Ребенок должен скопировать позу игрушки, то есть перевоплотиться в выбранный персонаж.
Чудак
Дидактические задачи: развитие речевого и неречевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.
Руководство: Педагог читает стихотворение
Там на холмах сидит чудак,
Сидит и дует так и сяк,
Он дует вверх, он дует вбок,
Он дует вдоль и поперек.
И кладет себе на ладонь вырезанный из бумаги осенний листок или
снежинки, подносит его ко рту каждого ребенка, называя его имя, аккуратно сдувает. Ребенок ловит.
Гречневая куколка
Дидактические задачи: стимулировать кровообращение в кончиках пальцев, снять эмоциональное и мышечное напряжение, повышать речевую активность детей.
Игровой материал: «Гречневая куколка»
Руководство: перебирая пальцами туловище куколки, можно произносить различные стишки:
Вот какие мы большие,
Не малюсенькие,
Вот такие, вот такие,
Вот такусенькие!
Ножки мыли? - Мыли!
Ручки мыли? - Мыли!
Щечки мыли? - мыли!
Все помыли!
И теперь мы чистые, зайчики пушистые!
Пальчиковые игры
Осенние листочки
Осень золотая под зонтом
гуляет,
Под дождем гуляет – листья
собирает:
Лист березовый,
Кленовый,
Вот – рябиновый,
дубовый
И осиновый – багровый. Правая рука перед грудью, сжата в кулак – «держит зонтик»
Гуляем указательным и средним пальцем левой руки
Загибаем поочередно пальцы правой руки на название листочка
Овощи
Словно красный светофор
В огороде помидор.
И зеленый огурец –
Очень длинный молодец!
С грядки мы умеем ловко
Дергать рыжую морковку. Развести полукругом пальцы обеих рук и соеди -
нить одноименные пальцы – «помидор».
Развести руки в стороны, показывая длину
воображаемого огурца.
Пальцы каждой руки собраны в щепоть,
поочередно поднимаем руки – «дергаем морковку»
Компот
Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ. Левую ладошку – «ковшиком»,
Указательным пальцем правой руки «мешают».
Загибают пальчики по одному, начиная с большего.
Имитируют движения.
Ягоды
1, 2, 3, 4, 5,
В лес пойдем мы погулять
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем. Пальчики обеих рук «здороваются, начиная с больших.
Обе руки «идут» пальчиками по столу.
Загибают пальчики, начиная с больших.