Екатерина Кравцова
Логоритмика в комплексе коррекционно-воспитательной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Современная модель логопедической ритмики
Анализ публикаций показал, что исторически под логопедической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- ОНР, нарушение речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной литературе как эффективное средство воздействия на многообразные нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом [Волкова, 2003].
Г. А. Волкова, развивая идеи В. А. Гринер и Н. С. Самойленко [1941], рекомендует использовать в логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций следующие средства логопедической ритмики :
• вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных упражнениях);
• упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• упражнения, регулирующие мышечный тонус;
• упражнения, активизирующие внимание;
• счетные упражнения;
• речевые упражнения без музыкального сопровождения;
• упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
• упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• ритмические упражнения;
• пение;
• игру на музыкальных инструментах;
• музыкальную самостоятельную деятельность;
• игровую деятельность;
• упражнения для развития творческой инициативы;
• заключительные упражнения.
Автор акцентирует внимание на необходимости подхода к средствам логопедической ритмики как к системе постепенно усложняющихся упражнений, заданий и разнообразных форм работы с ребенком дошкольного возраста с учетом структуры его речевого дефекта.
Структура занятия по логопедической ритмике
При построении занятия по логопедической ритмике учитываются следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, учитывается ряд специальных принципов: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры нарушения, развития личности ребенка, страдающего речевым нарушением [Волкова, 2003].
Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их продолжительность составляет 30 – 40 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности, частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой лексической темой, задачами логопедической коррекции в конкретной возрастной группе, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.
1. Эмоциональная мимическая разминка. / Игра на слуховое, зрительное или тактильное восприятие.
2. Игрогимнастика. / Вокальное музицирование. / Речедвигательные игры.
Дыхательно-артикуляционный тренинг, пальчиковая гимнастика, речевые игры, ролевые стихи.
3. Игры, способствующие развитию воображения, творческих способностей (креативный тренинг, формированию навыков анализа и синтеза.
4. Инструментальное музицирование. / Танцевально-ритмические упражнения.
5. Для снятия мышечного и эмоционального напряжения используются релаксационные упражнения, игровой массаж и (или) пальчиковая гимнастика.
6. Подведение итогов и позитивная оценка деятельности каждого из детей.
Элементы эмоционально-волевого тренинга, игрогимнастики могут использоваться на протяжении всего занятия.
Список используемой литературы
1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика : Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г. А. Волковой. – СПБ. : КАРО, 2005.
2. Бехтерев В. Н. Основы учения о функциях мозга. СПб. : Изд. Брокгауз-Эфрон, 1903.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. М. : Владос, 2003.
4. Гринер В. А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. М. : Учпедгиз. 1941.
5. Жак-Далькроз Э. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства: 6 лекций / Пер. Н. Гнесиной. СПб. : Теория и искусство, 1913.
6. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте / Под ред. В. К. Трутнева, С. С. Ляпидевского; Пер. с чешского. 1962.
7. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб. : Речь, 2001.
8. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. М. : Гослитиздат, 1938.
9. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. : Изд. АПН РСФСР, 1947.
10. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М. : Фиар-Пресс, 2004.
11. Флоренская Ю. А., Гринер В. А. Музические расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4. 1941.