Наталья Савельева
Конспект логопедического занятия по теме «Насекомые» для детей старшей группы с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
1. Уточнение знаний о насекомых и их характерных признаках.
2. Актуализация словаря по теме.
3. Образование притяжательных прилагательных.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, скоординированности движений со словом, чувства ритма.
5. Формирование навыков ориентирования в пространстве и выкладывания фигур по образцу.
Коррекционно-развивающие:
Развитие логического мышления, внимания, памяти.
Коррекционно-воспитатательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Насекомые“ для детей старшей группы с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание внимательного отношения к слову, познавательного интереса, а также бережного отношения к окружающей среде (насекомым)
Оборудование
1. Демонстрационный материал: Сюжетная картина «На лугу», предметные картинки с изображением насекомых, иллюстрация улья, сот, цветов, травы, холмика; игрушка божья коровка, мяч.
2. Раздаточный материал: картинки насекомых для отгадывания загадок,
иллюстрация сот; Палочки и кружочки для составления фигурки стрекозы.
I. Организация деятельности детей
II. Основная часть
1. Ребята, хотите узнать о ком мы будем говорить на занятии?
Посмотрите на картинки, которые лежат перед вами. Они помогут отгадать загадки. Слушайте загадку и поднимайте картинку.
2. Отгадывание и толкование загадок. При назывании отгадки вывешивается большая иллюстрация на доску.
• В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет
Из лесного сора строит себе город (муравьи)
• Что за девчонка: в поясе тонка,
Огромные очи, летит – стрекочет (стрекоза)
• Целый день летает, всем надоедает.
Ночь настанет, тогда перестанет (муха)
• Домовитая хозяйка пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком, он поделится медком (пчела)
3. Как можно назвать одним словом пчелу, муравья, стрекозу, муху (насекомые)
4. Сегодня на занятии мы будем говорить о насекомых.
5. Кто знает, почему они так называются.
- Слово «насекомые» произошло от слова «насечки». Насечки – поперечные полосы на теле насекомых. Рассматривание насечек на демонстрационных картинках.
6. А всех ли насекомых мы назвали? Дети рассматривают картинку «На лугу» и называют насекомых, которых узнали:
- Я узнал,
7. «Угадай, кто это» - игра с мячом
* Порхает (кто) – бабочка * Собирает мед? … пчела
* Жужжит? … жук * Жалит? … оса
* Звенит? … комар * Ползает? … гусеница
* Трудится? … муравей * Стрекочет? … стрекоза
8. Рассматривание внешнего вида и сравнение насекомых. Чем похожи?
- У всех есть насечки на брюшке или лапках, а также голова, грудь, крылья.
У некоторых – жало, усики.
Вывод о строении тела насекомых.
9. Физминутка «Гусеница»
Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.
Этот странный дом без окон (дети лежат на спинках, вытянувшись) :
У людей зовется кокон (руки вдоль туловища, ногами в центр круга)
Свив на ветке этот дом, (переворачиваются на левый бочок,
Дремлет гусеница в нем (подкладывают ладонь под щечку.)
Спит без просыпа всю зиму (переворачивается на другой бочок, руки под щечку)
Но зима промчалась мимо - (переворачиваются на спину, потягиваются лежа)
Март, апрель, капель, весна… (медленно садятся)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются сидя)
Под весенним ярким солнышком (встают, потягиваются стоя)
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
10. Обыгрывание ситуации с прилетом божьей коровки. Её рассказ о том, что она очень полезное насекомое, так как уничтожает тлю. Тля – насекомое, которое питается соком растений и наносит им большой вред.
11. Затем божья коровка спрашивает:
- А каких еще полезных насекомых вы знаете? Какую пользу они приносят?
Пчела, собирая нектар, опыляет растения, а затем вырабатывает мед.
- Где живут пчелки?
- Куда они складывают нектар? (в соты)
12. А когда пчелки собираются и летят все вместе, получается пчелиный рой.
Сейчас ваши пальчики превратятся в маленьких пчелок и все вместе станут пчелиным роем.
Соотношение движений пальцев с ритмом стихотворения.
Покажите указательные и средние пальчики. Ими мы будем «ходить» по сотам (на ударные слоги) :
Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкой: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились холодные сны?
Молодцы, ребята, ваши пальчики были похожи на веселых пчел.
13. А какое полезное насекомое любит летать возле рек и прудов? (стрекоза)
Чем она полезна?
Составление стрекозы из палочек и кругов (предваряется объяснением и зарисовкой на доске)
14. Вспомнить и назвать вредных насекомых, и какой вред они наносят
(муха, комар, таракан – на лапках переносят микробы и опасные болезни;
Гусеница, тля – питаются листьями и соком растений)
15. Образование притяжательных прилагательных.
Дидактическая игра «Чьё брюшко, чьи лапки?»
Насекомые хотят поиграть с вами в прятки. По части тела угадайте насекомое.
Чьё это? (комариные лапки, стрекозья голова, шмелиные крылышки,)
III. Заключение
О ком мы с вами сегодня говорили? Что вам понравилось?
Подведение итогов.