Валишина Наталья
Логопедическое занятие «Формирование звука [Ш] и семантическое поле слова «Ромашка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Образовательные: формирование и расширение «семантического поля» слова «Ромашка», развитие валентностей слов.
Коррекционные: развитие общей моторики и моторики артикуляционного аппарата; воспитание нижнедиафрагмального дыхания; активизация работы мышц мягкого нёба и задней стенки глотки; работа над развитием высоты, силы голоса, устранение назального оттенка; уточнение артикуляции поставленных звуков; закрепление поставленных звуков в звукоподражаниях, слогах, словах и фразах; формирование и развитие фонематического слуха и восприятия; уточнение и обогащение словаря; формирование самоконтроля за речью детей.
Публикация «Логопедическое занятие „Формирование звука [Ш] и семантическое поле слова „Ромашка“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Ромашка. Все о ромашках для детей
- Ромашка. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Воспитательные: привитие любви к природе и формирование бережного отношения к ней.
Оборудование: профиль артикуляции звука «Ш»; картинки : лес, опушка с ромашками, совушка, гнёздышко, лягушка, камыши, шмель, кукушка; карточки, схемы, словарь, аудиозапись образца нормированной речи, зеркало, презентация, фиточай из ромашки, мультимедиопроектор, компьютер.
Ход занятия
1. Организационный момент.
-Обратите внимание на речевой уголок.
Слайд 2.
-Какое правило для нас главное?
2. Прослушивание образца правильной речи. (аудиозапись)
Слайд 3.
-Какой звук в прослушанном тексте встречается наиболее часто? («Ш»)
-Сегодня будем работать над звуком «Ш».
-Чтобы правильно говорить звук «Ш», должны хорошо работать губы, язык, челюсти.
Расслабление для пальчиков.
Вырос высокий цветок на поляне, (Руки подним. вверх, пальчики закрыты)
Утром весенним раскрыл лепестки. (Медленно открыв. пальчики)
Всем лепесткам красоту и питанье (Руки перевер. соедин. тыльн. стороной)
Дружно дают под землёй корешки. (Пальчики изображают корешки)
Массаж лица.
-Последим за посадкой.
-Представим себе, что мы находимся в массажном кабинете. Перед нами крем, приготовленный из цветков ромашки.
-Нежно наносим крем на лицо и выполняем массаж.
Слайд 4.
Мимические упражнения.
-После массажа любуемся собой (смотримся в зеркало)
Слайд 5.
Упражнения для нижней челюсти.
-Вправо, влево, сделать круговые движения. Удерживать под счёт.
Активизация мышц мягкого нёба. (Фиточай из ромашки)
-Из ромашки приготовили раствор, полечим горлышко. Через соломинку наберём раствора. Прополоскали горлышко, проглотили.
Упражнения на выработку диафрагмального дыхания.
*Стоя. (Расслабили мышцы живота. Левая рука на груди, правая-на животе в области диафрагмы)
выдох-ПФФ
пауза
возврат дыхания
выдох-ПФФ
пауза
возврат дыхания
*В лесу поём.
-АЭ (Вдох через нос, выдох через рот)
-АЭО
-АЭОУИ
Артикуляционная гимнастика для губ, языка (таблица).
Приложение 1.
-Губы округлить. Удержать тугой шарик. Расслабить.
-Рот наш открывается, всё в нём расслабляется и послушный наш язык быть расслабленным привык.
-Широкий язык жуём от кончика и обратно.
-Обнять верхнюю губу, занести «чашечку» в рот, удержать под счёт.
-Сделать «чашечку» вне рта и занести её в рот, удержать под счёт.
-Взять цветок со шмелём (на ниточке, выдохнуть спокойно, сильнее.
-Какой звук услышали?
-Где в природе можно услышать звук «Ш»? (шипит змея, колышутся деревья, шар спускает воздух)
4. Акустико-артикуляционный образ звука.
Слайд 6.
-На письме обозначается буквой «ША».
-На букву «ША» похожи вилы, спинка шмеля.
Слайд 7.
Автоматизация звука «Ш» в слогах.
Слайд 8.
-Помогите шмелю собрать пыльцу с ромашек (чтение слогов).
-Что необычного заметили в этих ромашках? (ши)
5. Физминутка.
Дует ветер, дует, задувает, (дети кружатся на месте)
Белые листочки с ромашечки срывает.
И летят листочки, кружат по дорожке,
Падают листочки прямо к нам под ножки. (приседают)
6. Закрепление звука «Ш» через расширение «семантического поля» слова «Ромашка».
Развитие фонематического слуха.
-Прослушайте текст, который читали в начале занятия и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуком «Ш». (ладошка, ромашка, кувшин, чашка, ножка, опушка)
-Какое слово встречается чаще других?
Слайд 9.
-С чем поэт сравнивает ромашку?
-Если ромашка расцвела, то какая это примета? (наступило лето)
-Давайте побываем в гостях у ромашки.
Девочка в костюме ромашки.
(Ромашка-это растение с цветами, у которых лепестки белые, а середина жёлтая.)
Звуко-слоговой анализ слова «Ромашка».
-Произнесите слово «Ромашка», чётко проговаривая все звуки.
-Сколько слогов в слове? Почему?
-Сколько звуков в слове? Назовите их по порядку.
-Определите место звука «Ш» в слове.
Однокоренные слова. (картина «Опушка леса»)
Слайд 10.
-Какие цветы вы видите на краю леса?
-Как можно назвать поляну, покрытую ромашками?
-Как ласково назвать ромашку?
-Как по другому называется край леса? (опушка леса)
-Где растёт ромашка? (на опушке леса, за опушкой леса, около опушки леса, у опушки леса, перед опушкой леса)
Слайд 11.
-Найдите на картине предметы, в названиях которых есть звук «Ш».
Слова, обозначающие действия предметов.
Слайд 12.
-Что делает ромашка на опушке леса? (растёт, цветёт)
-Что происходит с ромашкой весной, летом, осенью? (раскрывается, цветёт, пахнет, вянет)
Работа с синонимами.
Слайд 13.
Работа с антонимами.
Слайд 14.
Слова, обозначающие признаки предметов.
Слайд 15.
7. Практическая работа-пиктограмма. (дети читают и выполняют рисунок на одно четверостишие)
Приложение 2.
Демонстрация рисунков.
8. Составление связного рассказа по картине.
Слайд 16.
-Куда пошли дети?
-Что дети увидели на опушке леса?
-Опишите ромашковую поляну.
-Почему дети вернулись домой без букетов из ромашек?
9. Итог занятия.
-Какое слово помогло в работе по закреплению звука «Ш» в речи?
-Назовите однокоренные слова к этому слову.
-Как вы понимаете строчки из стихотворения?
Слайд 17.
10. Рефлексия.
-Вам понравилось наше занятие? Если да, то украсьте нашу картину ромашками.
Приложение 3.