Ольга Матвеева
Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно-образовательные:
• Закрепить артикуляционный и оптический образ звука Ш, умение определять наличие звука в словах,
• упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах и предложениях,
• продолжать упражнять в делении слов на слоги, в состоавлении предложений по опорным словам, навыку словообразования, пересказу текста.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику; фонематический слух; речевое дыхание; зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Автоматизация звука [Ш] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.
Ход занятия.
Организационный момент:
Послушай загадку.
Любит мух и комаров,
Да имеет громкий зов,
Вся зелёная скажу,
Дом на речке и в пруду.
Артикуляционная сказка
- Кто это? Сегодня к нам на занятие пришла лягушка-квакушка. Она хочет посмотреть как ты будешь заниматься, но сначала послушай сказку, которую она тебе приготовила.
Логопед. Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку. Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их.
Квакушка. Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете?
Бабочки. Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки?
Квакушка. Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует.
Бабочки. Что же делать, кто нам поможет?
Логопед. Не переживайте, бабочки, мы вам поможем. Мы подуем на вас, ваши крылышки и обсохнут.
Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.)
Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек»
Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! И наша лягушка заулыбалась.
Упражнение «Улыбка»
Логопед. Покажи, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.)
Ребёнок выполняет.
- Посмотри и тебе улыбается лягушка-квакушка, и ты ей улыбнись.
Логопед. Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой, понюхала его и говорит: «Ах, как пахнет».
Давай и мы с тобой понюхаем цветок: сделаем вдох – носом, а на выдохе скажем «Ах, как пахнет»
Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы.
Упражнение «Качели»
Логопед. Улыбнись шире:
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Я все выше поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
Устал язычок.
Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И немного подержи
Язык нужно расслаблять
И под счет его держать,
Раз, два, три, четыре, пять –
Язык можно убирать.
Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать.
Упражнение «Накажем непослушный язычок»
Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз).
Логопед. Захотелось лягушке-квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем чашечку.
Упражнение «Чашечка»
Логопед.
Язык лопаткой положи,
А края приподними,
Получилась чашечка,
Кругленькая чашечка.
Чашку в дом мы занесем.
Ее края к зубам прижмем.
- Наша лягушка чай любит пить с бубликами. Давай сделаем упражнение «Бублик»
Попила лягушка-квакушка чай из чашечки с бубликами, глаза от удовольствия закрыла. И ты глаза закрой. Сидит так лягушка-квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит. лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка.
Упражнение «Лошадка»
Ребёнок цокает (от 1 до 10 раз).
Логопед. Посмотрела лягушка-квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок.
Упражнение «Грибок»
Логопед. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец!
Понравилась тебе сказка? Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку!
-Наша лягушка-квакушка хочет посмотреть какой ты сильный. Покажем ей? Возьми эспандер.
Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
Сжимание – на ударные слоги:
- Сжать кольцо поможет нам сила с волей пополам.
Станут пальчики сильнее, а головушка – умнее.
- Я друзей своих встречаю.
Им всем руку пожимаю. - Молодец!
Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах словах и предложениях.
1. - Послушай, какой звук я выделю голосом в слове лягушка, назови его.
– Верно, это звук [Ш].
Сегодня на занятии мы с ним поиграем.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик.
– Верно, они круглые как бублик.
– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (поднимается вверх)
- А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем звук шшшш.
–Когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.
2. - Покажи мне правую руку, а теперь левую, левое ухо, а теперь правое, закрой левый газ, а теперь правый.
Коснись правой рукой правого уха и т. д.
- А, теперь пальчики здороваются друг с другом (одновременное проговаривание слогов прямых и обратных, сначала на одной руке, затем на другой, затем обе руки вместе)
3. - Посмотри какие картинки я для тебя приготовила. Положи перед собой только те картинки, в названии которых слышится звук Ш.
4. - Молодец. Назови их ещё раз, чётко выделяя звук Ш. Перечисли предметы от самого большого к самому маленькому и наоборот – от самого маленького к самому большому.
5. - Лягушка-квакушка вместе со своими друзьями хочет отправится в путешествие на весёлом поезде. Назови каждого пассажира, выделяя звук Ш. Прохлопай в ладоши количество слогов в каждом слове, и ты узнаешь, кто в каком вагоне поедет. (шмель, матрёшка, петушок, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)
Зрительная гимнастика.
Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
6. -Посмотри,какие загадочные открытки принёс с собой лягушонок, давай попробуем их расшифровать. Посмотри на схемы и составь предложения. (Маша ест ложкой кашу. Бабушка вяжет жёлтую шапку, варежки и шарфик. У машины лопнула шина. и т. д.)
7. - Лягушонок не знает, как ответить на вопрос одним словом. Поможем ему. Ответь на вопросы, отчётливо произнося звук Ш.
Каша из пшена какая? Сок из вишни какой? Слон не маленький, а какой? Компот из груш какой? Конфеты из шоколада какие? Из шерсти шапка какая? Портфель для школьника какой?
8. -Помоги расколдовать непонятный рассказ. Послушай его внимательно. Если услышишь название цифры, найди картинку рядом с этой цифрой и назови её.
- Перескажи рассказ. Ответь на вопросы. (Ребёнок должен отвечать полными предло-жениями.)
У кого был День рождения? Кто пришёл в гости к Лягушонку? Что подарил лягушонок Мишутке? Кто прилетел с воздушными шарами?
С чем пришёл к лягушонку петушок? Какой подарок сделала мышка? Понравились ли лягушонку подарки? Что лягушонок должен сказать друзьям?
Итог занятия
- Молодец! Ты сегодня хорошо занимался!
- Посмотри какое хорошее настроение и у нашей лягушки.
А когда нам весело мы что делаем? (улыбаемся) правильно
-А, если вдруг солнце закрыли тучи, мы что сделаем? (удивимся)
И вдруг гром и молния, мы что сделаем? (испугаемся)
А потом пошёл дождь и мы что сделали? (расстроились) Покажи как ты растраиваешься.
- Чтобы было у нас хорошее настроение давай на песочном столе нарисуем солнышко с улыбкой.