Ирина Бобрешова
Логопедическое занятие «Автоматизация звука Ш»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Автоматизация звука ш в словах
Программное содержание:
-развивать подвижность речевого аппарата
- упражнять в продолжительном выдохе
- закрепить правильное произношение звука в словах
- развивать фонематическое восприятие
-формировать звуковой анализ и синтез
Ход занятия
1. Организационный момент
Пантомима «В лесу».
- Представь, что мы находимся в лесу. По твоим движениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что ты изображаешь.
2. Сообщение темы занятия
Публикация «Логопедическое занятие „Автоматизация звука Ш“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
- Я предлагаю остаться в лесу и продолжить учиться произносить звук ш в словах. Для этого надо сделать гимнастику язычка.
3. Артикуляционная гимнастика
«Чашечка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать под текст.
«Грибок»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.
«Вкусное варенье»
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
«Улыбка» – «Трубочка»
Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Закрыть широким языком верхнюю губу, поднести полоску бумаги (чуть выше носа). Дутье на бумажный султанчик (воздушная струя должна идти косо вверх).
4. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.
- Давай вспомним, как правильно произносится звук ш.
Уточнение положения губ, зубов, языка, направление воздушной струи.
- Ш-Ш-Ш – это песенка ветра. Этот звук можно тянуть долго и произнести кратко. Его нельзя произнести громко. Никогда этот звук не произносится мягко, поэтому он твердый. Звук Ш согласный, шипящий.
5. Игра «Улитка».
- К нам приползла улитка, давай вместе с ней споем песенку ветра (изолированное произнесение звука).
6. Произношение звука в словах
- Мишка вышел из леса и к нам пришел. Сейчас мы узнаем, кого и что он видел по дороге.
Выставляются картинки.
- На опушке росли … (ромашки, ландыши, кашка, на речке - … (кувшинки, кубышки). На ромашке сидел… (шмель). На берегу речки мишка увидел… (камешки, на сосне – (шишки, на орешнике – … (орешки). Под кустом росли… (волнушки, сыроежки). Какую птицу увидел мишка на дереве? (кукушку).
- Мишка предлагает поиграть в слова-рифмы. Подбери к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина (машина, кошка (мошка, лягушка (подушка, мышка (шишка).
- Мишка решил рассказать нам о том, что недавно с ним произошло.
«Белка с ветки в свой домишко перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила, прямо в мишку угодила.
Застонал, заохал мишка: «На носу вскочила шишка!»
- Повтори слова, в которых есть звук ш.
- Мишка приготовил нам картинки. Надо изменить слово так, чтобы в нем появился звук ш.
петух – петушок черепаха – черепашка
муха – мушка муравей – муравьишка
орех – орешек рыба – рыбешка
- Мишка нам принес большой мешок.
- Что нам принес мишка? (мешок)
- Какой мешок? (большой)
-Кто принес мешок? (мишка)
-Давай посмотрим, что лежит в мешке.
В мешке лежат игрушки.
- Назови игрушки, в которых есть звук ш (матрешка, погремушка, Чебурашка, мишка, машина, шарик).
- Мишка решил пошалить и потерял первый звук в словах. Верни звук ш в слова, поставь его первым и произнеси слово.
- куры, - рамы, - апка, - аги, - орты.
7. Физминутка
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шел медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят. (имитация повадок диких животных)
8. Работа по формированию звукового анализа и синтеза
- Рассмотри букву Ш. На что она похожа? Напиши букву Ш в воздухе, найди ее в алфавите, слепи из пластилина.
-Рассмотри картинки. Покажи, где нарисован ШУТ. Покажи картинку, которая подходит к слову ШУМ.
-Сколько звуков в слове ШУМ. Назови все звуки по порядку. Назови гласные звуки. Назови согласные звуки.
Выполнение задания со словом ШУТ
- Прочитай слова ШУМ – ШУТ. Какие буквы одинаковые в этих словах? Какие буквы разные? Напиши слова ШУТ, ШУМ
Игра «Слово рассыпалось»
-Помоги мишке собрать слово:
ш, б, а, у – шуба
у, т, ш – шут
2. Итог занятия.
- Тебе понравилось прогулка в лес? Что делали на занятии? А что понравилось больше всего? Вспомни слова, в которых есть звук ш.
Домашнее задание
-Перед зеркалом выполни артикуляционные упражнения: «Чашечка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Улыбка» – «Трубочка».
-Продолжи предложение, используя слово «мишка», изменяя окончание.
Алеше подарили …мишку
Мы любуемся …
Нам нравится …
Мы завяжем бант …
У нас два …
Я рассказывал о …