Татьяна Бобохидзе
Дидактическое пособие «Лэпбук «Матрешки» для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация.
В условиях реализации ФГОС ДО перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала необходимость поиска новых современных средств обучения, подходов, идей в своей педагогической деятельности, отвечающих требованиям и целям воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Одним из способов достижения цели и задач образования на данном этапе развития общества является использование методики создания лэпбука. Вот и я начала изучать и использовать в своей работе интересное и незаменимое пособие – лэпбук. Лэпбук – это сравнительно новое средство обучения детей, которое является отличным способом повторения и закрепления материалов проекта или тематической недели.
Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
При помощи лэпбука у дошкольников формируются сенсорные эталоны.
Воспитание духовно-нравственных начал и патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают дошкольные образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. Приобщение дошкольников к истокам народной культуры наиболее лучше осуществлять через знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой.
Матрешка, став образцом русского декоративно-прикладного искусства, превратилась в визитную карточку России, стала символом народной культуры нашей Родины. Русские матрешки привлекают внимание своей красотой и огромным разнообразием росписи. Матрешка очень популярна и любима во всем мире. Она до сих пор нравится и взрослым и детям. В ее содержании, форме и отделке отразилась вся широта души русской, представления о мире, добре, красоте, любви, благополучии. Матрешка – это не просто игрушка, это частичка каждого из нас, россиян.
Играя с ней, дети знакомятся не только с историей создания игрушки, мы возрождаем добрую традицию народа, передаём опыт старшего поколения. В народной игрушке есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны.
Лэпбук интересен и полезен еще и тем, что его можно применять при взаимодействии с родителями воспитанников. В ходе создания лэпбука родители совместно с детьми рассматривали матрешек разных видов росписи, заучивали с детьми частушки, стихи, потешки про матрешку, вечерами дома читали мини-произведения из книжки-малышки «Матрешкины приключения». В уголке «Для вас родители» была оформлена консультация «Матрешка – русская народная игрушка», в которой родители познакомились с историей создания русской матрешки. В утреннее и вечернее время давались методические рекомендации по использованию игр и заданий лэпбука родителям, которые заинтересовались им.
Дидактическое пособие – лэпбук «Матрешки» включает в себя интеграцию всех образовательных областей: познавательное, речевое, художественно – эстетическое, социально – коммуникативное развитие, а также отвечает требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде:
• информативен;
• полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
• пригоден к использованию одновременно группой детей (а также с участием взрослого, как играющего партнера);
• обладает дидактическими свойствами;
• является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
• вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
• его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;
•обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Работа с лэпбуком является средством
• партнерской деятельности взрослого с детьми
• свободного общения, перемещение детей во время деятельности
• имеет открытый временной конец деятельности.
Пособие можно использовать с детьми от 2 до 7 лет. Лэпбук предназначен для организации совместной деятельности воспитателя с детьми, для самостоятельной деятельности детей в процессе закрепления и обобщения знаний, в образовательном процессе. Им могут воспользоваться несколько человек одновременно, занимает мало места. Пособие яркое, красочное. Дети с большим удовольствием играют с ним. Дидактическое пособие содержит увлекательный материал и может быть использован педагогами дошкольных образовательных организаций.
Цель: закрепление знаний по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста, а также обобщение и систематизация тематической информации по ознакомлению дошкольников с народным творчеством, в рамках образовательно-воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи:
Закреплять знания через дидактический материал по формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста;
формировать умения различать некоторые виды росписи матрешек;
развивать мышление, память, внимание, речь, мелкую моторику, самостоятельность;
формировать патриотизм и бережное отношение к творческому наследию своей страны;
воспитывать интерес к народной игрушке – матрешке;
воспитывать интерес к развивающим играм, желание играть вместе, взаимодействовать в коллективе.
Дидактические свойства лэпбука:
-информативность;
-возможность организации развивающей деятельности как с одним ребенком, так и с подгруппой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера);
- доступность структуры и содержания детям дошкольного возраста;
-создание условий для развития игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности детей.
Преимущества применения дидактического пособия.
Степень новизны, оригинальность идеи, новаторство, творческий подход представленной работы состоит в том, что лэпбук «Матрешки» способствует более эффективной реализации ООПДО, и, в том числе реализации неотъемлемой ее части – Рабочей программы воспитания, поскольку, приобщая детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству, одновременно решаются задачи обучения (развитие познавательной, речевой, коммуникативной активности и т. д.).
Кроме того, в пособии предусмотрена и креативная составляющая: каждый воспитатель может привнести в него свои элементы, адаптируя дидактическое пособие под любой контингент воспитанников (2-7 лет, исходя из возможностей, потребностей и способностей детей своей группы, а также, исходя из поставленных задач, в соответствии с возрастом детей.
Содержание лэпбука «Матрешки» может корректироваться, дополняться в соответствии с увеличением, пополнением заданий, игр.
Планируемые результаты использования лэпбука в образовательном процессе, самостоятельной и совместной деятельностях:
- проявление инициативности, самостоятельности в выборе дидактических игр;
- проявление повышенного интереса к содержанию лэпбука;
- качественное достижение поставленных задач по формированию сенсорных эталонов;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование умения взаимодействовать в коллективе.
Таким образом, за период работы с пособием у дошкольников формируется интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке; они знакомятся с характерными особенностями формы и росписи матрешек, приобщаются к истокам народной культуры, развивается познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. А также наблюдается положительная динамика уровня развития сенсорных способностей, мелкой моторики, связной речи. У детей улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качества предметов.
Описание.
Дидактическое пособие – лэпбук «Матрешки» представлен в виде книги, изготовленной из плотного картона.
Лэпбук «Матрешки» представляет собой картонную папку- раскладушку. На страницах папки имеются различные кармашки в виде конвертиков, где содержатся дидактические игры, задания и упражнения, соответствующие теме, кармашки в которых собрана информация.
В лэпбук входит более 13 развивающих, игровых заданий. Весь дидактический, наглядный материал, содержащийся в лэпбуке заламинирован.
Содержание лэпбука:
Дидактическая игра «Собери матрешку»
Цель: закрепление знания у детей о матрешках
Задачи: способствовать умению составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.
Материал: картинки матрешек разрезать на 2 части. Дети должны собрать 1 целую матрешку.
Ход игры: Игра состоит из разрезных картинок (матрешек, из которых необходимо собрать целые картинки с изображением матрешек.
Дидактическая игра «Собери матрешку»
(Разрезные картинки)
Цель: закрепление знания у детей о матрешках
Задачи: способствовать умению составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.
Материал: картинки матрешек разрезать на 2 части. Дети должны собрать 1 целую матрешку.
Ход игры: Игра состоит из разрезных картинок (матрешек, из которых необходимо собрать целые картинки с изображением матрешек.
«Найди пару матрешке»
Цель данной игры: развивать наблюдательность, внимание, тонкость зрительного восприятия, умение подбирать парную картинку.
Правила игры: на столе перед ребенком выкладываются карточки, необходимо найти две одинаковые карточки с матрешками
Дидактическая игра «Подбери заплатку матрешке»
Цель: развитие сенсорного восприятия.
Задачи: Формировать умение запоминать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый).
Обучать группировке предметов по цвету, соотнесению предметов по форме методом наложения.
Совершенствовать тактильные ощущения и творческое воображение детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать самостоятельность в достижении результата.
Правила игры: правильно находить, раскладывать и называть геометрическую фигуру по заданному цвету.
" Домик для матрёшки по цвету"
Цель: Развитие сенсорных способностей.
Задачи: Закрепить умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный).
Развивать мелкую моторику кистей пальцев рук через действия с предметами.
Закреплять умение группировать предметы по цвету.
Развивать усидчивость. Развивать речь.
Материал: Карточки с изображением домиков и матрёшки четырех цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный)
Ход: Спросить ребёнка, что изображено - домик, матрёшка.
Далее, предложить ребенку подобрать для каждой матрёшки свой домик (по цвету, при этом называть каждый цвет).
(При необходимости, спросить у ребенка, например, какой домик подойдёт для жёлтой матрёшки - ребенок ответит: жёлтый домик и т. д)
«Найди сестричек матрешек (большая и маленькая)по одежке»
Задачи: Закреплять представление о величине. Развивать мышление, внимание, речь.
Материал
Матрешки разной величины.
Ход игры.
Воспитатель просит ребенка найти большую матрешку и маленькую в одинаковой одежде и положить их рядом.
Ребенок рассматривает матрешек и соединяет их.
Дидактическая игра «Найди сестричек по одежке»
Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию искусства и народного орнамента
Задачи:
• Развивать зрительное восприятие
• Закреплять умение находить предметы одинаковой величины путем накладывания.
• Формировать умение выбирать на глаз предметы одинаковой величины.
• Обогащать активный словарь: веселые игрушки
Материалы: несколько одинаковых наборов иллюстраций с матрешками.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на столе картинки и просит детей найти одинаковые матрешки по цвету и величине.
Дидактическая игра «Матрешки-4 части»
Цель: закрепление знания у детей о матрешках
Задачи: способствовать умению составлять целое из нескольких частей, развивать мышление, воображение.
Материал: картинки матрешек разрезать на 4 части. Дети должны собрать 1 целую матрешку.
Ход игры: Игра состоит из разрезных картинок (матрешек, из которых необходимо собрать целые картинки с изображением матрешек.
Дидактическая игра «Матрешки-пирамидка» Задачи игры : развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. Учить сравнивать предметы по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Развивать внимание, наблюдательность, память и усидчивость, мелкую моторику рук. Развивается логика, мышление, усидчивость, представления о величине предметов.
Ход игры : предложить ребенку выложить матрешек в убывающей или возрастающей последовательности путем накладывания. При этом обозначать результаты сравнения соответствующими словами: самая высокая, высокая, чуть пониже, низкая и т. д.
Дидактическая игра «Матрешки-эмоции»
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Весь спектр эмоциональных моментов входят в содержание умственных процессов - восприятия, памяти, мышления и др.
Задачи: познакомить детей с различными проявлениями эмоций людей; развивать восприятие, память, мышление, речь.
Развитие восприятия, воссоздающего воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Дидактическая игра «Найди недостающую матрешку» (Сравнить матрёшек по строчкам или по столбцам, найти недостающую, развивать внимание.)
Дидактическая игра «Времена года-матрешки» Задачи: Способствовать формированию представлений о временах года; о цикличности природных явлений, развитие познавательного интереса.
Папка-конверт «История матрешки»
«История матрешки» позволит обогатить знания и представления о русской матрешке, поможет сформировать у детей новые понятия (названия матрешек, элементы узора, развить связную речь, творческие способности детей; развить самоконтроль за правильным звукопроизношением. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения.
Формируя у детей патриотизм, духовное воспитание. Приобщая детей к народной культуре, народному искусству мы развиваем творческую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Здесь внутри папки размещены материалы для заучивания:
«Матрешкины частушки», «Матрешкины потешки», «Матрешкины загадки», «Стихи про матрешку», «Матрешкины физкультминутки», «Народные песенки».
Задачи: развивать речь, память, внимание; воспитывать интерес к художественному слову, фольклору.
Размещена книжка-малышка «Матрешкины приключения», в которой содержатся мини-произведения «Матрешкины приключения», «Три матрешки», «Приключения матрешек в лесу», а также «Матрёшечная карта России».
Задачи: воспитывать интерес к художественному слову, развивать внимание.
Знакомить дошкольников с разными видами росписи матрешек и названиями. (Каждая матрешка называется по месту возникновения данного народного промысла).
Результаты использования лэпбука в образовательном процессе, самостоятельной и совместной деятельностях:
За период работы с пособием у дошкольников формируется интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке; они знакомятся с характерными особенностями формы и росписи матрешек, приобщаются к истокам народной культуры, развивается познавательный интерес и любовь к Родине, ее традициям, культурным ценностям. А также наблюдается положительная динамика уровня развития математических и сенсорных способностей, мелкой моторики, связной речи. У детей улучшились показатели психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления, дифференцированного восприятия качества предметов.
Дети стали инициативными, самостоятельными в выборе дидактических игр;
проявляется повышенный интерес к содержанию лэпбука, а также
сформированы умения взаимодействовать в коллективе.
Результативность применения лэпбука «Матрешки» отслеживается мною посредством наблюдений за решением поставленных задач в ходе самостоятельной, совместной и индивидуальной работы с детьми.
И в заключение хочу сказать слова Василия Александровича Сухомлинского – «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». И задача каждого родителя и педагога обеспечить это ребенку в дошкольном детстве.