ирина гомоль
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] «Поможем ласточке»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука «Л»
«Поможем ласточке».
Цель:
Закреплять правильное произношение звука «Л» в слогах, словах и словосочетаниях.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные:
• уточнить представления ребёнка о звуке [Л].
• Тренировать в определении места звука в слове;
2. Коррекционно-развивающие:
• развивать подвижность артикуляционного аппарата;
• уточнить представления об артикуляционном укладе звука [Л];
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] „Поможем ласточке“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [Л], [Л’]. Автоматизация, дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ласточка
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
• развивать фонематическое восприятие;
• закреплять умение определять место звука в слове;
• развивать внимания;
• развитие мелкой моторики;
• автоматизация звука [Л] в слогах, словах, словосочетаниях.
3. Коррекционно - воспитательные:
• формировать положительную мотивацию на занятии;
• воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.
• воспитание положительных личностных качеств (доброта, сострадание, стремления оказывать помощь.
Оборудование:
• Картинка ласточки;
• Прищепка;
• ноутбук;
• Комплекс артикуляционной гимнастики в компьютере;
• Схемы характеристики звука ;
• Тренажёр с чистоговорками на звук «Л»;
• Предметные картинки в компьютере; ЭОР
• Подарок.
Методы и приё мы:
Традиционные - загадки; игровые приёмы; наглядные.
Развивающие - проблемная ситуация; проблемные вопросы.
Практические - использование ЭОР (Найди место звука).
Ход занятия
I Организационный момент
Я хочу начать наше занятие с пожелания.
Говори всегда красиво
Смело и неторопливо,
Ясно, четко говори,
И, конечно, не спеши!
II Объявление целей занятия
Сегодня мы продолжим работать над произношением звука «л», но сначала отгадай загадку:
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- когда расцветают подснежники?
- какое сейчас время года?
- назовите признаки весны. По каким изменениям в природе мы узнаём, что наступила весна?
- кто прилетает к нам весной?
- каких перелётных птиц ты знаешь (соловей, скворец, ласточка, грач, кукушка, иволга, жаворонок)
И сегодня к нам прилетела птичка:
Она над крышами живёт,
Гнездо своё из глины вьёт,
Целый день суетится,
На землю не садится,
Высоко летает,
Мошек поедает,
В чёрном фраке лапочка,
А зовётся … (ласточка).
- Правильно, Соня. Ласточка очень любит тепло, а ей не хватает солнечного тепла оно почему - то не греет и она может замёрзнуть.
Посмотри Солнышко проснулось и захотело осветить и обогреть Землю, но оказалось, что лучиков нет. Наше солнышко заколдовал ветер, все лучики спрятал, и оно стало грустным. И от этого ласточке очень холодно. Как же нам помочь ласточке не замёрзнуть?
Мы с тобой будем собирать лучики для солнышка.
За правильное выполнение заданий ты будешь получать лучики солнца. А ты знаешь, чем ярче светит солнце, тем теплей.
III Дыхательная гимнастика.
Давай поиграем с ласточкой. Покажи, как высоко летают ласточки - сделаем дыхательную гимнастику (взять ласточку за нитку, подуть на неё). Глубокий вдох через нос и длительный выдох через рот, не надувая щёк.
- Молодец Соня! Всё правильно сделала, у тебя отлично получилось!
Прицепи первые лучики солнышку.
IV Пальчиковая гимнастика.
А теперь поиграем с пальчиками.
(С использованием бельевой прищепки — поочерёдно зажимаем ногтевые фаланги от указательного пальца к мизинцу и обратно — на ударные слоги)
Ласточка, ласточка, милая касаточка,
Где ты бывала? Что ты видала?
За лесом бывала, весну добывала,
Несу, несу весну красну. Прицепи лучики солнышку.
V Артикуляционная гимнастика (Компьютерная презентация).
Сначала я расскажу тебе сказку. Мне будет нужна помощь твоего языка и губ. Давай, поиграем с язычком.
Жила-была веселая лошадка. Проснулась она однажды, умылась, почистила зубы – упражнение «Почистим зубы» (верхние).
Потом подумала, а не пойти ли ей за грибами. Идет, улыбается. Покажи, как она улыбалась – упражнение «Заборчик».
Посвистывает – упражнение «Трубочка».
Видит, в соседнем дворе маляр забор красит. Она подошла и помогла ему – упражнение «Маляр».
Помогла маляру лошадка и поскакала дальше – упражнение «Лошадки».
Вдруг видит – на дороге индюк стоит, кричит. Покажи, как индюк кричит – упражнение «Индюки».
Лошадка индюку говорит: «Я за грибами в лес поскакала, хочешь со мной? – «Хочу» — ответил индюк,- «Мне скучно одному, вот и кричу на всех». И они пошли вместе.
Увидели они на дороге барабан. «Давай постучим в барабан?» — «Давай!». Покажи, как они стучали на барабане – упражнение «Барабан».
Пошли они дальше, увидели качели и покачались – покажи, как они качались на качели – упражнение «Качели».
И тут они пришли в лес, набрали грибов – покажи, каких грибов они набрали – упражнение «Грибочек».
И веселые пошли домой, улыбались друг другу – покажи, как они улыбались – упражнение «Заборчик».
Прицепи лучики солнышку.
VI Повторение артикуляции звука «Л».
Соня Давай вспомним, как мы произносим звук «л»
л-л-л-л-л-л-л-л-л (картинка самолёт)
А теперь давай попробуем рассказать про него:
- губы приоткрыты; (что показывают губки) - улыбаются
- зубы разомкнуты; что делают зубки (раздвинуты или заборчиком стоят)
- кончик языка поднят за верхние зубы; что делает язык
- воздушная струя идёт по боковым краям языка; (выходит звук через нос или через рот, воздушная струя плавная, прерывистая или вибрирует (только на звуке Р и РЬ, и тёплая она или холодная (для сравнения попробуйте произнести звук С, а потом звук Ш.
VII Характеристика звука «Л»
- согласный (воздух встречает преграду);
- звонкий (голос звенит);
- твёрдый (средняя часть языка опущена). Прицепи лучики солнышку.
VIII Автоматизация звука «л» в чистоговорках (тренажёр)
Ла-ла-ла, ла-ла-ла – прилетела к нам пчела.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло – на горе стоит село.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Коля нитку вдел в иглу.
Лы-лы-лылы-лы-лы – дети сели за столы. Прицепи лучики солнышку.
IX Физкультминутка
Ласточки
Ласточки летели, Бег по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Все люди глядели.
Ласточки садились, Присесть, сложив руки за спиной.
Все люди дивились. Делать ритмичные наклоны головы.
Сели, посидели,
Взвились, полетели. Опять бег по кругу, взмахивая руками.
Полетели, полетели,
Песенки запели.
X Работа по предметным картинкам (на компьютере).
Внимательно посмотри на картинки и давай поиграем в Игру «Доскажи словечко» я сейчас начну говорить предложение, а ты добавь в конце словечко. Картинки тебе помогут :
По реке плывет… лодка.
На столе стоит…лампа.
С яблони упало…яблоко.
Таня надела красивое ….платье.
На поле осталось много…колосьев - определи место звука «л» в слове.
Прицепи лучики солнышку.
• XI Автоматизация звука «л» в словосочетании
Ласковое солнышко;
Ласточка щебечет
Ландыши цветут весной
Голубые облака
У девочки кукла
Мила пела
Голубое платье
Швейная игла Прицепи лучики солнышку.
XII Итог занятия.
Посмотри, как ярко засияло солнышко, и стало улыбаться. Мы собрали все лучики и спасли ласточку от холода.
Соня, а какой звук ты сегодня училась произносить? Какие слова с этим звуком ты запомнила? Кому мы помогали? Мне очень понравилось, как ты произносила звук Л.
Ты сегодня хорошо потрудилась и за старательность получи небольшой подарок – это лодочка. Как только станет тепло, ее можно будет пускать по лужам.
Желаю тебе удачного дня! Всего доброго до свидания!
Составитель: Гомоль И. М.
учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида»
с. Айкино Республика Коми