Елена Орлова
Логопедическое занятие по Формированию лексической стороны речи у младших школьников по тема: «Семантическое поле слова поход»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Логопедические : формирование и расширение семантического поля слов. Развитие зрительно-моторных координаций. Формирование умения правильного построения самостоятельного высказывания, анализ и синтез слова как речевой единицы.
Психологические: развитие произвольного внимания и памяти, всех видов мышления.
Воспитательные: формирование коммуникативных навыков.
Публикация «Логопедическое занятие по Формированию лексической стороны речи у младших школьников по тема: „Семантическое поле слова поход“» размещена в разделах
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
Оборудование: картинки, акварельные краски, предметы туристического снаряжения, образцы круп и др.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Сегодня ребята мы с вами отправляемся в поход. Знакомо ли вам слово поход, и что оно обозначается? (Учащиеся поясняют значение данного слова).
Логопед : -Вы правильно назвали; это путешествие по лесу, в горы и т. д. Послушайте, как толкует это слово словарь. У этого слова три значения :
- поход – организованное путешествие или дальняя прогулка, а также совместное движение группы, лиц с какой –нибудь целью.
- поход – передвижение войск или флота с какой – либо целью: полк на походе, выступить в поход.
- У слова поход есть еще одно значение, вы сами, поработав с толковым словарем, его найдете. Это будет вашим домашним заданием. (Поход- дальнее путешествие, передвижение войск с целью военных действий, а также сами такие действия: поход Суворова, крестовые походы.)
- Сегодня мы с вами отправимся в поход- путешествие в страну слов.
2. Работа по анализу и синтезу слова как речевой единицы (закрепление изученного ранее)
•Характеристика слов
Логопед :
- К какой части речи мы отнесем слово поход, на кокой вопрос оно отвечает?
(Это имя существительное).
- Что мы знаем об имени существительном? (У слова можно определить род, склонение и падеж).
Учащиеся выборочно у доски: поход – отвечает на вопрос что, мужской род, второе склонение, именительный падеж.
-С помощью чего мы можем изменить падеж у слова? (Изменив окончание слова).
Разбор слова по составу : учащиеся выборочно у доски.
Поход – окончание нулевое; основа поход; корень – ход-; приставка по-.
•Звуковой анализ слова
Учащиеся выборочно у доски: поход – 2 слога; 5 звуков; 5 букв; 3 звука согласные; 2 звука глухие; 1 звонкий; 2 гласных; второй гласный звук ударный; все согласные звуки твердые.
•Игра «Словесная арифметика»
- Я вам предлагаю решить пример на сложение и вычитание, кто выполнит правильно арифметические действия, у того получится задуманное слово :
ПРО + ХО – Р + АУД – У – А = ПОХОД
•Физминутка
Мы расправили все спину, Мы походим на носках,
А свели лопатки. А потом на пятках.
•Работа по составлению семантического поля слова поход
- Какие слова подходят к слову поход по смыслу?
Учащиеся работают в парах:
1 пара – подбирает имена существительные;
2 пара – прилагательные;
3 пара - глаголы.
Коллективный анализ правильности подобранных слов;
1. Дорога, костер, рюкзак, палатка, песня, и др.
2. Трудный, интересный, тяжелый, веселый и др.
3. Идти, собираться, разжигать, варить, петь и др.
•Упражнения на развитие зрительно – моторных координаций
- Ребята, мы наполнили рюкзак, поставили палатку, теперь нам необходимо разжечь костер, но у нас нет спичек, и мы это сделаем как первобытные люди, с помощью деревянных палочек.
Учащиеся выполняют упражнение по развитию мелкой моторики рук – катают палочку между ладонями.
•Упражнение на развитие слухового внимания
Даны три вида крупы, ребята на слух определяют в какой коробке перловая крупа.
•Упражнения на развитие общей моторики
Тушение костра, ходьба босыми ногами по каменистой поверхности.
«Наскальные рисунки» - рисование большим пальцем ноги с помощью акварели.
•Упражнения на развитие слухового внимания
Учащиеся получают слуховую инструкцию: с закрытыми глазами, провести точную линию «переход по мосту».
•Развитие связной речи
- Мы дружно путешествовали, вернулись в класс с массой впечатлений, которыми я предлагаю поделиться с другими ребятами, написав небольшую заметку( 5-6 предложений).
3. Итог занятия
Чтение и анализ работ учащихся.