Лучший педагог года

Конспект урока литературы в 10 классе «Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Светлана Клинова
Конспект урока литературы в 10 классе «Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
▼ Скачать + Заказать документы

Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс

Учитель русского языка и литературы: Клинова Светлана Леонидовна

Разделы: Литература

Классы: 10

___

Цели урока:

• Определить понятие счастья для героев поэмы

• Обозначить авторскую позицию по данной проблеме

• Поразмыслить над современным пониманием счастья

Задачи:

Образовательные:

• учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными

• получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме

Воспитательные:

• прививать уважительное отношение к человеку, его мнению

• воспитывать внимательного читателя и слушателя

Развивающие:

• развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся

• применять знания на практике

Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению

Оборудование:

• буктрейлер

• презентация

Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.

Задачи: формирование и развитие компетенций

• коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;

• учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

• социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;

• информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.

Ход урока

1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал)

1. С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова вас знакомила творческая группа одноклассников - 4 юноши. У них была цель заинтересовать класс произведением. Они сделали буктрейлер (определение понятия на доске; объясняет учащийся из творческой группы). Это первый опыт в нашей школе. Буктрейлер был показан на предыдущем уроке, группа внесла небольшие исправления, посмотрим его еще раз и вспомним содержание поэмы.

2. Показ буктрейлера. Учитель отмечает улучшение: «Спасибо за интересную работу!»

2. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:

3. Итак, вспомнили содержание поэмы.

- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?

- Ищут ответ на вопрос.

- Какого человека ищут?

- Счастливого.

4. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).

5. Определение проблемы учащимися.

- Какую проблему поднимает автор?

- Одна из главных, поднятых Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом

- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.

6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.

Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?

Сообщения групп.

Понимание счастья разными героями поэмы:

Поп.

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так…

Помещик.

Кого хочу – помилую,

Кого хочу – казню.

Закон - моё желание!

Кулак – моя полиция!

Матрёна Тимофеевна

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Глава «Счастливые»

• Дьячок уволенный.

• Рябая, одноглазая старуха.

• Солдат с медалями.

• Каменотёс с тяжёлым молотом.

• Мужик с одышкою.

• Дворовый графа Переметьева.

• Крестьянин-белорус.

• Мужик со скулой свороченной.

• Оборванные нищие.

Ермила Гирин.

Имел он всё, что надобно

Для счастья: и спокойствие,

И деньги, и почёт,

Почёт завидный, истинный,

Не купленный ни деньгами,

Ни страхом: строгой правдою,

Умом и добротой.

Счастье для 7 мужиков

… Мы ищем, дядя Влас,

Непоротой губернии,

Непотрошёной волости,

Избыткова села.

Авторское понимание счастья.

Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.

Гриша Добросклонов

…и лет пятнадцати

Григорий твёрдо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и тёмного родного уголка.

Глава поэмы Герой главы В чем счастье

Поп поп Покой, почет, богатство

Помещик Оболт-Оболдуев «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые мужики «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

Ермил Гирин доверие людей, совестливость

Крестьянка Савелий «клейменый, да не раб»

Матрена Корчагина Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе время… Гриша Добросклонов «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

7. Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).

4. Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения

8. Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.

5. Организация изучения учебного материала

9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)

10. Прослушивание размышлений учащихся.

11. Вывод учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.

6. Организация самооценивания, обобщение изученного

12. - Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)

Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?

- Ответы учащихся.

- А в повести «Алые паруса» А. Грина?

- Ответы учащихся.

Параллельно - показ слайдов с обложками книг.

13. Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.

14. Выступление групп о символах или формулах счастья.

7. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.

8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы

9. Рефлексия.

Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.

15. Чтение учителем стихотворения Э. Асадова «Что такое счастье».

Публикации по теме:

Эссе «Дети — это счастье, а без счастья жить нельзя!»Эссе «Дети — это счастье, а без счастья жить нельзя!» Самое прекрасное время в жизни каждого человека – это детство. Только в детстве самые яркие и запоминающиеся впечатления, мир волшебный.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект урока литературы в 10 классе «Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Опубликовано: 6 марта 2025 в 16:32
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока литературы в 10 классе «Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Клинова (УИ 1782823) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
07 марта 2025 пятница
Празднуем день рождения телефонного аппарата!
Бусы на все вкусы
Расцвели в саду тюльпаны!
08 марта 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД