Светлана Клинова
Конспект урока литературы в 10 классе «Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок литературы по теме "Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»". 10-й класс
Учитель русского языка и литературы: Клинова Светлана Леонидовна
Разделы: Литература
Классы: 10
___
Цели урока:
• Определить понятие счастья для героев поэмы
• Обозначить авторскую позицию по данной проблеме
• Поразмыслить над современным пониманием счастья
Задачи:
Образовательные:
• учиться анализировать образы, поступки литературных героев; соотносить взгляды литературных героев с собственными
• получить возможность через собственные ценностные ориентиры сформулировать понятие счастье и выяснить авторскую позицию в поэме
Воспитательные:
• прививать уважительное отношение к человеку, его мнению
• воспитывать внимательного читателя и слушателя
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к изучаемой поэме, расширять кругозор учащихся
• применять знания на практике
Тип урока: урок-обобщение, подготовка к сочинению-размышлению
Оборудование:
• буктрейлер
• презентация
Методическая цель: показать формы работы по формированию ключевых компетенций.
Задачи: формирование и развитие компетенций
• коммуникативной компетенции через совместную деятельность в группе;
• учебно-познавательной компетенции через самостоятельную постановку цели урока, организацию способов её достижения, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
• социокультурной компетенции через определение и выражение собственного отношения к философским понятиям;
• информационной компетенции через работу с учебным материалом: поиск, извлечение, систематизацию, анализ и отбор необходимой для решения учебной задачи информации.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: работа в группах и индивидуальная работа.
Ход урока
1. Актуализация знаний (наблюдение, в какой степени был усвоен предыдущий материал)
1. С поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова вас знакомила творческая группа одноклассников - 4 юноши. У них была цель заинтересовать класс произведением. Они сделали буктрейлер (определение понятия на доске; объясняет учащийся из творческой группы). Это первый опыт в нашей школе. Буктрейлер был показан на предыдущем уроке, группа внесла небольшие исправления, посмотрим его еще раз и вспомним содержание поэмы.
2. Показ буктрейлера. Учитель отмечает улучшение: «Спасибо за интересную работу!»
2. Организация самооценивания обучаемыми степенью владения актуальным опытом:
3. Итак, вспомнили содержание поэмы.
- С какой целью путешествуют по Руси семеро мужиков?
- Ищут ответ на вопрос.
- Какого человека ищут?
- Счастливого.
4. Какими вопросами задается автор вместе с мужиками? Давайте составим кластер вопросов (запись на доске и в тетрадях).
5. Определение проблемы учащимися.
- Какую проблему поднимает автор?
- Одна из главных, поднятых Н. А. Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.
3. Создание ситуации противоречия между старым и новым материалом
- Итак, давайте подумаем, как Некрасов отвечает на поставленные вопросы; как бы вы сегодня ответили.
6. Проверка групповой домашней работы. Составление таблицы.
Группами были выбраны главы, чтобы определить: в чем герои глав находят счастье?
Сообщения групп.
Понимание счастья разными героями поэмы:
Поп.
«В чём счастие, по-вашему?
Покой, богатство, честь,
Не так ли, други милые?»
Они сказали: так…
Помещик.
Кого хочу – помилую,
Кого хочу – казню.
Закон - моё желание!
Кулак – моя полиция!
Матрёна Тимофеевна
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Глава «Счастливые»
• Дьячок уволенный.
• Рябая, одноглазая старуха.
• Солдат с медалями.
• Каменотёс с тяжёлым молотом.
• Мужик с одышкою.
• Дворовый графа Переметьева.
• Крестьянин-белорус.
• Мужик со скулой свороченной.
• Оборванные нищие.
Ермила Гирин.
Имел он всё, что надобно
Для счастья: и спокойствие,
И деньги, и почёт,
Почёт завидный, истинный,
Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой.
Счастье для 7 мужиков
… Мы ищем, дядя Влас,
Непоротой губернии,
Непотрошёной волости,
Избыткова села.
Авторское понимание счастья.
Выразителем авторской позиции в поэме является герой Григорий Добросклонов.
Гриша Добросклонов
…и лет пятнадцати
Григорий твёрдо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и тёмного родного уголка.
Глава поэмы Герой главы В чем счастье
Поп поп Покой, почет, богатство
Помещик Оболт-Оболдуев «кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью
Счастливые мужики «дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»
Ермил Гирин доверие людей, совестливость
Крестьянка Савелий «клейменый, да не раб»
Матрена Корчагина Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»
Доброе время… Гриша Добросклонов «для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни
7. Вывод учащихся по таблице. Последняя глава рассказывает о герое-идеале автора. Поэт видел счастье и истинное назначение человека в бескорыстном служении народу (запись в тетрадях).
4. Сообщение учащимся пределов познания, ориентация на цель учения
8. Учитель: Позиция автора ясна. А каков взгляд на сущность счастья других мыслителей? Обратим внимание на их толкование счастья – показ слайда и чтение цитат вслух учащимися.
5. Организация изучения учебного материала
9. Предлагаю выбрать наиболее понравившееся высказывание о счастье и, используя Метод «Пресс», написать небольшое размышление. (Слайд – Метод «Пресс»)
10. Прослушивание размышлений учащихся.
11. Вывод учащихся после размышлений. Каждый человек счастье понимает по-разному, в зависимости от условий, в которых он живет, и идеалов людей, которые его окружают.
6. Организация самооценивания, обобщение изученного
12. - Разговор о счастье ведется с младших классов. В каких произведениях речь шла о счастье? (учащиеся вспоминают)
Действительно, о счастье вы размышляли, когда читали феерию Метерлинка «Синяя птица». В чем счастье? Где эта птица счастья?
- Ответы учащихся.
- А в повести «Алые паруса» А. Грина?
- Ответы учащихся.
Параллельно - показ слайдов с обложками книг.
13. Групповая работа. В этих произведениях есть не только формулы счастья, но и их символы: птица, корабль с алыми парусами. Я предлагаю вам в своей группе создать символ или формулу счастья.
14. Выступление групп о символах или формулах счастья.
7. Итог урока. Оценивание работы на уроке, подведение итогов работы групп.
8. Домашнее задание: подготовиться к сочинению о счастье – подобрать 2 аргумента из литературы
9. Рефлексия.
Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного.
15. Чтение учителем стихотворения Э. Асадова «Что такое счастье».