Полина Шакирова
Логопедическое сопровождение учащихся инклюзивного обучения.
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы стремительно растёт количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития. Вот уже на протяжении 4 лет я работаю с учащимися инклюзивных классов.
1 учащийся
инклюзив ОНР (НЧИП)
Задержка психического развития,
церебральног генеза,
общее недоразвитие речи 3 уровня,
нарушение чтения и письма,
обусловленное снижением познавательной деятельности. Астигматизм.
Публикация «Логопедическое сопровождение учащихся инклюзивного обучения,» размещена в разделах
2 учащийся
Задержка психического развития
церебрально-органического генеза,
цереброастенический синдром,
гидроцефалия,миопия слабой степени,
фонетико-фонематическое недоразвитие речи,
дисграфия,
обусловленная нарушением
языкового анализа и синтеза.
3 учащийся
инклюзив ОНР (НЧИП)
Задержка психического развития,
общее недоразвитие речи 4 уровня,
нарушение чтения и письма,
обусловленное НВОНР,
нарушение формирования
учебной деятельности,
обусловленное снижением
познавательной деятельности.
4 учащийся
инклюзив ОНР (НЧИП)
Задержка психического развития
соматогенного генеза,
астеноневротический синдром,
общее недоразвитие речи 3 уровня,
трудности формирования чтения и письма,
нарушение формирования
учебной деятельности, обусловленное
снижением познавательной деятельности.
5 учащийся
Задержка психического развития,
фонематическое недоразвитие речи с элементами лексикограмматического,
трудности формирования чтения и письма, нарушение формирования учебной деятельности,
обусловленное снижением познавательной деятельности.
6 учащийся
Задержка психического развития
церебрально-органического
генеза,микроцефалия,
заикание легкой степени,
общее недоразвитие речи 3 уровня,
трудности формирования чтения и письма,
нарушение формирования
учебной деятельности,
обусловленное снижением познавательной деятельности. Астигматизм.
7 учащийся
инклюзив ОНР (НЧИП)
Задержка психического развития,
бщее недоразвитие речи 3 уровня,
нарушение формирования
учебной деятельности,
обусловленное снижением
познавательной деятельности.
нарушение чтения и письма,
обу3словленное ОНР.
Все обучающиеся, имеющие задержку психического развития посещают логопедические коррекционно-развивающие занятия. Некоторые обучаются первый год, некоторые посещают логопедические занятия второй год, двое учащихся обучаются второй год, но по программе первого коррекционного года обучения.
Направления работы
Свою работу с данными учащимися веду по двум направлениям:
1. Коррекция нарушений лексико-грамматической стороны речи: нарушения лексики; нарушения грамматического строя речи; нарушения словоизменения и словообразования; нарушения связной речи.
2. Коррекция нарушения чтения и письма.
Коррекционная программа, по которой занимаются учащиеся 1 класса направлена на формирование навыков звукового анализа, чтения и письма, повторяются все буквы и звуки алфавита. Дети учатся давать характеристику букв и звуков по мягкости/твердости, глухости/звонкости, определяют наличие заданного звука в слове, подбирают слова с заданным звуком, определяют количество звуков в слове. Учатся письму под диктовку слов, предложений. Идё т работа по лексическим темам: посуда, одежда и обувь, зима, продукты питания, дикие животные, домашние животные, птицы, золотая осень, овощи и фрукты и другие. Внимание уделяется развитию графомоторных навыков- это графические диктанты и задания с постепенным усложнением «Продолжи узор». На данный момент результаты у детей очень хорошие. Дети верно отвечают на вопросы, стараются давать полные ответы, сами поднимают руку для ответа, не отказываются выполнять задания. Они умеют узнавать и различать гласные и согласные звуки; обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;подбирать слова на заданный звук;сравнивать слова со сходными звуками;строить звуковые схемы слогов и слов;
Пишут под диктовку и читают. Один ученик занимается со второй четверти. У ребенка преобладает игровая деятельность, ему сложно сосредоточиться даже на короткое время. Он очень старается, а это уже хорошо. Он не отказывается выполнять задания, старается писать и отвечать.
С оставшимися учащимися, занятия проводятся по программе Мазановой Е. В. Задачи коррекционного обучения :
1. Установление логических и языковых связей между предложениями;
2. Уточнение морфологической структуры слова (приставка, суффикс, корень, окончание);
3. Развитие навыков словоизменения и словообразования (различные способы);
4. Развитие навыка правильного употребления предложно-падежных конструкций;
5. Развитие навыков использования в речи различных видов связи в словосочетаниях (управления и согласования);
6. Обучение синтаксически правильному оформлению предложения;
7. Обучение конструированию сложного предложения.
У каждого ребенка есть специальная тетрадь, разработанная по этой программе, в которых дети работают на уроках. По окончанию второй четверти с логопункта выпущен один ученик с улучшением письменной речи. По письменным работам в классе имеет тройки, начал получать четверки, на уроках всегда активен, ответы даёт полные. На его место записан учащийся по заключению ПМПК. Есть улучшения письменной и устной речи у других учеников. Также отмечается повышение мотивации к учебной деятельности. По результатам диктанта: сделал 6 ошибок (из них специфических ошибок 4 и 2 орфографических, сделал 8 ошибок (из них специфических ошибок 6 и 1 орфографическая, сделал 7 ошибок (из них специфических ошибок 4 и 3 орфографических). Все читают. Нет улучшений у одного учащегося из-за большого количества пропусков по болезни.
Занятия с детьми
проходят перед уроками (2-я смена) или после уроков (1-я смена). В процессе логопедической работы предусмотрены индивидуальные занятия. Коррекция нарушений устной и письменной речи проводится на фронтальных занятиях. Продолжительность индивидуальных занятий — 20 минут, групповых – 40 минут.
Работаю на занятиях над обогащением у ребят активного словарного запаса, над грамматическим строем речи (учимся конструировать распространённые предложения, а также устраняем дисграфические (специфические ошибки на письме) и дислексические (специфические ошибки при чтении).
Логопед не дублер учителя и не репетитор. Выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, я должна создать платформу для успешного усвоения и правильного применения обучающимися грамматических правил. Моя задача, как учителя — логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребёнка, опираясь на усвоенные им умения и навыки, т. е. происходит интеграция логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса. В целях пропаганды логопедических знаний провожу индивидуальные и тематические консультации для педагогов по вопросам развития и коррекции устной и письменной речи обучающихся. Периодически информирую учителей школы о специфике и содержании логопедической работы с детьми, зачисленными на занятия, и одновременно получаю информацию об их успеваемости (в течение учебного года).