Елена Голубева
Проект «Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ»
▼ Скачать
Педагогический проект
учителя – логопеда
Голубевой Елены Геннадьевны
(высшая квалификационная категория)
Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ. Обоснование актуальности проекта
Публикация «Проект „Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ“» размещена в разделах
- Младшая группа
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст – это важный этап в развитии ребёнка. В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья. Данный факт подтверждает статистическое исследование, проведённое на базе МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл. По данным психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, прослеживается рост количества детей с ОВЗ. В связи с этим перед дошкольным образовательным учреждением стоит задача раннего выявления и своевременного преодоления отклонений в развитии дошкольников.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Термин задержка речевого развития (ЗРР) широко применяется в логопедической практике. Этот диагноз уместен по отношению к детям раннего возраста. Примерно до пяти лет остается надежда на доразвитие нервных структур, ответственных за речь.
Самым тяжелым последствием задержки развития речи является постепенное замедление темпа интеллектуального развития ребенка. Задержка речевого развития при отсутствии своевременно начатых коррекционных занятий будет тормозить и искажать весь дальнейший ход психического развития ребенка.
Актуальность проблемы ранней диагностики и коррекции речевых недостатков подтверждается проведённым исследованием. На базе МДОУ «Детский сад №1 «Сказка» п. Советский Республики Марий Эл было проведено логопедическое обследование детей 2-3 лет (первые младшие группы) по методике Е. А. Стребелевой. По результатам обследования выяснилось, что 87 % детей раннего возраста имеют речевые нарушения различной степени выраженности, 40% детей из числа обследованных - с общим недоразвитием речи 1 и 2 уровня развития. 18% детей имеют заключение невролога: «Задержка психоречевого развития» (ЗПРР). Как правило, это не говорящие дети. В активном словаре неговорящих детей от 5 до 27 слов. Данное нарушение часто можно диагностировать уже в раннем дошкольном возрасте – в 2,5-3 года. Пластичность активно формирующегося мозга двух-трехлетнего ребенка позволяет компенсировать многие недостатки формирования речевой деятельности. Такие дети должны получать логопедическую помощь с 2,5 – 3 летнего возраста в специальных ясельных группах или яслях-садах для детей с общим недоразвитием речи.
Внедрение федеральных государственных стандартов дошкольного образования определило требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования")
III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования
2.2. Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Положение Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 года N 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» предполагает регулирование коррекционно - образовательной работы специалистов ДОУ с детьми, имеющими речевые нарушения и нуждающимися в логопедической помощи с раннего возраста.
Однако, в ДОУ общеразвивающего вида в сельской местности они обычно зачисляются на логопункт только после пяти лет, так как программа логопедической работы в условиях логопункта ДОУ не предусматривает работу с детьми с ОВЗ (ОНР) раннего возраста. Такое опоздание с логопедической коррекцией нередко приводит к появлению вторичных нарушений в развитии познавательных, психических процессов, а также несформированности коммуникативных навыков.
Таким образом, в современном состоянии вопроса сложилось противоречие: между необходимостью ранней помощи детям с ОВЗ (ОНР) и отсутствием специальных программ, адаптированных к условиям ДОУ общеразвивающего вида. Выявленное противоречие определяет проблему поиска новых, эффективных форм и методов оказания коррекционной помощи детям с ОВЗ, начиная с раннего возраста.
Данная проблема обусловила выбор темы проекта «Логопедическое сопровождение детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ в условиях логопункта ДОУ»
В соответствии с темой были определены цель и задачи проекта, а также выделены объект и предмет исследования.
Гипотеза исследования: состоит в том, что разработанная модель логопедической работы повысит уровень речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ.
На подготовительном этапе проекта была проанализирована методическая литература по теме проекта, изучены теоретические и методологические основы решения проблемы ранней логопедической помощи детям с ОВЗ. Было проведено логопедическое обследование детей первых младших групп (2-3 года) по методике Е. А. Стребелевой. Результаты сравнительной диагностики показали, что речевое развитие детей данной категории находится примерно на одном уровне. Также была проведена диагностика познавательного развития и уровня адаптационных возможностей детей.
На подготовительном этапе с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ было проведено анкетирование. Также с родителями был составлен договор о сотрудничестве в рамках логопедического сопровождения детей с ОВЗ.
Организация корекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. С целью выявления уровня знаний педагогов ДОУ о нормах речевого развития детей, об особенностях работы с детьми с ОВЗ было проведено тестирование педагогов, в ходе которого определился недостаток знаний педагогов в области специальной педагогики и психологии.
Для реализации данного проекта была разработана «Программа логопедического сопровождения детейраннего и младшего возраста с ОВЗ (ОНР) в условиях логопункта ДОУ» на основе планирования логопедических занятий Ю. А. Фадеевой, Г. А. Пичугиной, Н. В. Нищевой.
В ходе работы над проектом был разработан методический материал и наглядные пособия, которые активно использовался на занятиях и в повседневной деятельности детей. Разработаны конспекты занятий по каждой теме, консультации для родителей и педагогов, картотеки игр, задания для педагогов и родителей, создан «Банк развивающих компьютерных игр для детей младшего дошкольного возраста», «Копилочка АМО для детей младшего возраста», папки - передвижки по здоровьсберегающим технологиям, буклеты для родителей.
На функциональном этапе проекта использовались различные формы работы с педагогами и родителями
• индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов;
• педагогические советы;
• родительские собрания;
• открытые занятия для родителей и педагогов;
В ходе реализации проекта была разработана система диагностики, направленная на контроль качества коррекционного обучения и динамику развития детей с ОВЗ. Использовались следующие методики:
- Адаптированная методика обследованияречевого развития детей 2-5 лет (на основе методики Е. А. Стребелевой)
- Методика обследованияпознавательного развития детей 2-5 лет. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие. Под редакцией Е. А. Стребелевой 2-е издание, переработанное и дополненное. Москва, «Просвещение», 2005
- Методика изучения адаптационных возможностейребенка раннего возраста к ДОУ. Морозова Е. И. Психологические аспекты адаптации к новым условиям воспитания детей раннего возраста с психофизическими нарушениями [Текст] : автореф. дис.. канд. психол. наук. : 19.00.10 / Елена Ивановна Морозова. - М., 1999. – 24 с.
На заключительном этапе проекта был проведён анализ результатов проектной деятельности, который показал положительную динамику развития речи у детей младшего возраста с ОВЗ, участвующих в проекте. По данным мониторинга речевого развития прослеживается повышение уровня речевого развития детей экспериментальной группы. Также был проведен опрос среди родителей и воспитателей, в результате которого была отмечена положительная динамика речевого и познавательного развития детей. Дети успешно адаптировались в детском коллективе, эмоционально благополучны, о чём свидетельствуют данные мониторинга, отзывы родителей и педагогов.
Таким образом, предполагаемая гипотеза о том, что разработанная модель логопедической работы повысит уровень речевого развития у детей раннего и младшего дошкольного возраста с ОВЗ, подтверждается объективными данными проведённого анализа и оценки результатов исследования. Доказано, что своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.
Данный проект имеет практическую значимость и прогноз дальнейшего развития, что предполагает решение актуальных задач в системе образования и возможность использования данного проекта другими педагогическими работниками.