Погребнова Елена Владимировна
Логопедическое развлечение в старшей группе для детей с ТНР «Весёлые гномы. Дифференциация твёрдых и мягких звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Весёлые гномы"
Цель: Закреплять дифференциацию твёрдых и мягких звуков в словах.
Задачи:
1. развивать память и слуховое внимание (угадывание по услышанному сюжету, о каких сказках и персонажах идёт речь);
2. развивать фонематический слух;
3. развивать зрительное сосредоточение, воображение, наблюдательность, образную память, общую моторику, ориентировку в пространстве.
Публикация «Логопедическое развлечение в старшей группе для детей с ТНР „Весёлые гномы, Дифференциация твёрдых и мягких звуков“» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Оборудование: листы бумаги с чернильными пятнами; лист бумаги с таблицей 7*7 клеток, в которых разноцветными цветами изображены гласные и согласные буквы; два обруча; предметы (или картинки, названия которых начинаются на твёрдый или мягкий звук; предметные картинки.
Ход развлечения.
Логопед: Дети, послушайте сказку.
Жили-были три славных гнома – Загадалка, Забывалка и Путалка.
Загадалка прочитал очень много интересных книг и часто придумывал для друзей занимательные игры и задания. Забывалка читал не меньше, точнее сказать, он «глотал» книги, и поэтому быстро забывал их содержание. Путалка тоже любил книги, но не мог точно запомнить прочитанное, всегда что-то путал.
И, конечно же, с гномами часто случались необыкновенные истории. С некоторыми из них я сейчас вас познакомлю. (Три русские народные сказки).
Появляются Забывалка, Загадалка и Путалка.
Забывалка: Сегодня три русские народные сказки прочитал!
Загадалка и Путалка: Как они называются?
Забывалка: Не помню.
Загадалка: Ну, вспомни, кто там был?
Забывалка: В первой сказке дед, бабка, внучка, Жучка, кошка и ещё кто-то. Ну, они её вытащили.
Загадалка и Путалка: Что вытащили?
Забывалка: Не помню.
Логопед: Ребята, помогите Забывалке. Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц не назвал Забывалка? Что они вытащили? (Ответы детей).
Путалка: А из второй сказки кого помнишь? Там, небось, тоже дед был?
Забывалка: Всех помню. Деда там не было. Старик только со старухой. А ещё заяц, лиса, ещё кто-то и медведь. И лиса его съела.
Загадалка: Медведя?
Забывалка: Нет. Другого, маленького, кругленького.
Логопед: Ребята, как называется эта сказка? Кого из действующих лиц не назвал Забывалка? Кого съела лиса? (Ответы детей).
Забывалка: А из третьей сказки я всех зверюшек помню. Вот они: мышка-норушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь косолапый. Медведь его развалил.
Загадалка: Кого развалил?
Забывалка: Забыл.
Логопед: Как называется эта сказка? Кого из действующих лиц не назвал Забывалка? Что развалил медведь? (Ответы детей).
Путалка: И я три русские народные сказки прочитал!
Забывалка: Расскажи.
Путалка: Вот первая. «Серебряное яичко» называется.
Жили себе мальчик и девочка. И был у них крокодил Гена. Снёс крокодил яичко: яичко не простое. Серебряное. Мальчик бил-бил – не разбил. Девочка била-била - не разбила. Слониха бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось. Мальчик и девочка плачут, крокодил кудахчет: «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка. Я снесу вам яичко другое, не серебряное – простое».
Забывалка: Знакомая сказка. Я тоже её читал, но что-то в ней не так рассказал.
Логопед: А вы, ребята, как думаете? Как называется эта сказка? Что перепутал гном? (Ответы детей).
Путалка: А вот другая сказка. «Гном и лев» называется.
Подружился лев с гномом, и вздумали они вместе морковь сеять. Гном сказал: «Мне корешок, а тебе, Лёва, вершок». Выросла сладкая морковь; гном взял себе корешки, а Лёве отдал вершки. Поворчал Лёва, да делать нечего. На другой год говорит гном льву: «Давай опять вместе сеять». «Давай! Только теперь ты себе бери вершки, а мне отдай корешки», - уговаривается Лёва. «Ладно! – говорит сговорчивый гном. – Пусть будет по-твоему». И посеял горох. Добрый горох уродился; гном получил вершки, а Лёва – корешки. С тех пор у льва с гномом и дружба врозь.
Загадалка: Хорошая сказка. Только сказывается она не так. И называется по-другому.
Путалка: И ничего не по-другому.
Логопед: А вы, ребята, как думаете? Как называется эта сказка? Что перепутал гном? (Ответы детей).
Загадалка: А третья сказка?
Путалка: Она называется «Шарик, тростинка и ботинок».
Жили-были шарик, тростинка и ботинок. Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку. Ботинок говорит шарику: «Шарик, давай на тебе переплывём!» «Нет, ботинок! Пусть лучше тростинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдём». Тростинка перетянулась с берега на берег. Ботинок пошёл по ней, она и переломилась. Ботинок упал в воду. А шарик хохотал, хохотал, да и лопнул.
Загадалка: И в этой сказке не так было.
Логопед: А вы, ребята, как думаете? Как называется эта сказка? Что перепутал гном? (Ответы детей).
Загадалка: Ребята, какие вы знаете русские народные сказки, названия которых состоят из одного слова?
Путалка: Я помню две такие сказки. Первая: «Коробок».
Загадалка: Какой ещё «Коробок»? Нет такой русской народной сказки!
Путалка: Есть! А вторая сказка – «Кепка». Ой, нет, «Лепка» или «Речка»? А может «Рейка»?
Загадалка: В названиях этих двух сказок ты перепутал одну букву.
Логопед: Какие сказки хотел назвать Путалка? (Ответы детей).
Забывалка: И я две русские сказки знаю – «Трешечка» и «Река».
Загадалка: Ты в них по одной букве пропустил.
Логопед: Какие это сказки? (Ответы детей).
Путалка: А я ещё две русские сказки помню. Одна вроде бы про море, а другая про ром и коз: «Морекет» и «Ромокоз».
Загадалка: Вот напутал, так напутал! В названиях этих сказок ты перепутал порядок всех букв!
Логопед: Какие это сказки? Кто скажет? (Ответы детей).
Игра «Угадай!»
Вызывается группа из 3-4 детей. Одного из них просят на некоторое время отойти, остальным говорят слова, которые они должны произнести по сигналу логопеда одновременно – каждый своё слово. Задача «отгадчика» - понять и произнести слова. Если он не понимает сразу, можно повторить. Выигрывает тот, кто расслышал слово с наименьшим количеством повторений.
Физкультминутка.
Логопед: А теперь отдохнём и поиграем.
Игра «Кто быстрее соберёт предметы»
Дети делятся на две команды, «Зайчики» и «Лисички», которые прикрепляют на грудь свою эмблему. «Зайчики» в свой домик-обруч собирают предметы, названия которых начинаются на твёрдый звук, «Лисички» - на мягкий. Игру начинают по сигналу логопеда, по его же сигналу и заканчивают. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания, считает количество ошибок, определяет победителя, учитывая, какая команда выполнила задание быстрее.
Упражнение «На что похоже?»
Детям предлагают рассмотреть изображение с бесформенными цветными или чернильными пятнами: его можно получить, капнув на лист бумаги краской одного или нескольких цветов, а затем сложить этот лист пополам и половинки прижать друг к другу.
Логопед: В этом изображении постарайтесь увидеть какой-либо образ и рассказать о нём. (Ответы детей).
Игра «Разноцветные буквы»
Детям предлагается таблица 7*7 клеток, в которой разными цветами (не более трёх) изображены гласные и согласные буквы. В идеальном варианте таблицы раздают каждому ребёнку для индивидуальной работы.
Логопед: Вот вам задания. Найти все жёлтые гласные. Сколько их? Сколько синих согласных? Сколько красных гласных?
Ответ дети показывают молча, подняв соответственно количество пальцев. Тот, кто правильно показал первым, получает жетон и показывает найденные буквы указкой в большой таблице, а остальные хором проговаривают звуки вместе с ним. Выигрывает тот, кто наберёт больше жетонов.
Логопед: Вы, ребята, все молодцы! Справились со всеми заданиями. Кто к нам приходил в гости? Понравилось вам развлечение?