МААМ-картинки

Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»

Светлана Ильина
Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы

Тип проекта : Информационно - творческий

Срок реализации: краткосрочный (6 недель).

Актуальность темы:

Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, сформировать правильное звукопроизношение, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.

Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты.

Публикация «Краткосрочный логопедический проект „Путь к грамоте, В стране гласных звуков и букв“» размещена в разделах

В программу «Говоруша» поступают дети с 5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Детям с ФФНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.

В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.

Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ФФНР при подготовке к изучению грамоты.

Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.

Гипотеза: Развитие фонематического восприятия идёт от простого к сложному. Гласные звуки наиболее легки для усвоения и различения, а использование игровой деятельности, облегчает процесс усвоения грамоты, делает его интересным и занимательным.

Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.

Участники проекта :

1. Педагог дополнительного образования, учитель–логопед.

2. Воспитанники группы с ФФНР

Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ФФНР к изучению гласных звуков родного языка, интереса и стремления к изучению грамоты.

Предполагаемый результат проекта :

1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.

2. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.

3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.

5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.

6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.

7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.

Перспективный план реализации проекта :

1. Этап: Подготовительный (1 неделя).

Задачи. Мероприятия.

1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.

2. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.

3. Составление плана основного этапа 1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.

2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».

3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».

2. Этап: Практический (основной) (4 недели)

Задачи. Мероприятия.

1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.

2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.

Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков. 1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.

2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»

3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях» (см. Приложение)

4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.

5. Проведение логопедом логопятиминуток.

5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»

6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.

7. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений на закрепление произношения гласных звуков, развитие голоса и речевого выдоха.

8. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».

9. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.

10. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».

3. Этап: Заключительный (1 неделя)

Задачи. Мероприятия

1. Оценка достигнутых результатов 1. Сравнение результатов успехов детей в одних и тех же играх и заданиях в начале и в конце основного этапа.

2. Определение направлений работы с каждым ребёнком на основе оценки его успехов и неудач.

3. Составление коллективного альбома «Моя любимая гласная буква»

Практическая значимость проекта :

1. Обогащение предметно-развивающей среды:

Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»

Обновленными зрительные символы гласных звуков;

Дидактическими играми : «Интересные гласные» ( Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Посади пассажира в автобус» ( Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» ( Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» ( Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» ( Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки, «Следы» ( Цель: Формирование фонематического восприятия).

Литература:

1. Колесникова Е. В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я» - М: Ювента 2001.

2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Изд. 2-е -Ростов р/ Д: Феникс, 2022. - 54 с. ил. - (логопедическая школа Ткаченко).

3. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. —32 с. (Практическая логопедия.)

4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6-й год жизни, Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993

5. Швайко Г. С., Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под ред. В. В. Гербовой – 2-е издание испр. – М: Просвещение, 199

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Краткосрочный логопедический проект для детей с ОНР «Зимующие птицы»Краткосрочный логопедический проект для детей с ОНР «Зимующие птицы» Краткосрочный логопедический проект «Зимующие птицы» Тема: Зимующих птиц изучаем – речь развиваем Актуальность: Для детей с ОНР характерен.

Дидактическое пособие «Город букв и звуков»Дидактическое пособие «Город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактическое пособие «Город звуков и букв», которое я использую с детьми старшего возраста.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ А У О М С Х. Задачи: Учить детей находить знакомые звуки:.

Конспект ОД по автоматизации звуков [Л ]— [Л`], [Р] — [Р`] и обучению грамоте «Поможем Золушке» Цель: закрепление правильного произношения звуков Л, ЛЬ, Р, РЬ и умения дифференцировать данные звуки в речи; Задачи: -закрепление навыка.

Конспект открытого занятия «Путешествие в королевство гласных букв и звуков»Конспект открытого занятия «Путешествие в королевство гласных букв и звуков» Цель: систематизировать знания детей о гласных звуках на примере звуков [А], [У], [И], [О], [Ы], [Э]. Программное содержание: Образовательные.

Конспект урока по обучению грамоте для 1 класса «Повторение и закрепление изученных букв» Тема: Повторение и закрепление изученных букв. I. Организационный момент. II. Актуализация знаний. 1. -Прочитайте высказывание: Азбука-ступенька.

Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков»Панно по обучению грамоте «Солнечный город букв и звуков» Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию работу с детьми старшей логопедической группы по обучению грамоте: панно «Солнечный.

Пособие «Город звуков и букв»Пособие «Город звуков и букв» Пособие «Город звуков и букв». Поиски приёмов и методик для обучения грамоте старших дошкольников в логопедической практике не утратили.

Содержание дидактического пособия по развитию речи. Развивающий коврик «В стране звуков»Содержание дидактического пособия по развитию речи. Развивающий коврик «В стране звуков» Содержание дидактического пособия. Предлагаю дидактическое пособие по обучению грамоте: развивающий коврик, который изготовлен из разнообразного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»
Опубликовано: 28 декабря 2023 в 13:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Ильина (УИ 51133) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД