Светлана Ильина
Краткосрочный логопедический проект «Путь к грамоте. В стране гласных звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : Информационно - творческий
Срок реализации: краткосрочный (6 недель).
Актуальность темы:
Нарушение фонематического слуха не позволяет детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматикой, сформировать правильное звукопроизношение, задерживает развитие связной речи. Следовательно, одной из важнейших проблем при подготовке детей к освоению грамоты, является проблема развития фонематического слуха у дошкольников.
Дети с речевыми нарушениями, испытывают существенные трудности в усвоении грамоты.
Публикация «Краткосрочный логопедический проект „Путь к грамоте, В стране гласных звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Проекты
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
В программу «Говоруша» поступают дети с 5 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Детям с ФФНР для формирования умения выделять фонему из слова, подбирать слова на заданный звук, различать звуковые характеристики фонем необходим коррекционный период с использованием упражнений в занимательной, игровой форме, со звуковой и символической наглядностью.
В связи с данной проблемой определены объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект изучения: развитие фонематического слуха у детей с ФФНР при подготовке к изучению грамоты.
Предмет изучения: дидактические игры и упражнения для изучения гласных звуков и букв.
Гипотеза: Развитие фонематического восприятия идёт от простого к сложному. Гласные звуки наиболее легки для усвоения и различения, а использование игровой деятельности, облегчает процесс усвоения грамоты, делает его интересным и занимательным.
Использование игровых приёмов делает обучение более увлекательным, интересным, эмоционально – насыщенным, творческим. Красочные настольные, дидактические и весёлые словесные игры делают образовательную деятельность невероятно увлекательной.
Участники проекта :
1. Педагог дополнительного образования, учитель–логопед.
2. Воспитанники группы с ФФНР
Цель: развитие фонематического слуха, развитие интереса у детей с ФФНР к изучению гласных звуков родного языка, интереса и стремления к изучению грамоты.
Предполагаемый результат проекта :
1. Закрепление знания детей о гласных звуках, особенностью их артикуляции, сформированное понятие о символе звука.
2. Расширение, активизация словарного запаса, развитие грамматического строя и связной речи у детей.
3. Развитие фонематического восприятия, речевого дыхания; закрепление навыка правильного звукопроизношения и звукобуквенного анализа.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, воображения.
5. Повышение коммуникативных, творческих способностей детей.
6. Повышение заинтересованности, активности, творческого участия родителей в жизни своих детей, укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке будущих первоклассников к обучению в школе.
7. Повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школьному обучению.
Перспективный план реализации проекта :
1. Этап: Подготовительный (1 неделя).
Задачи. Мероприятия.
1. Осознание проблемной ситуации. Определение цели, задач проекта.
2. Подбор и изучение методической литературы по теме проекта; Анализ приёмов и технологий работы по изучению гласных звуков и букв у детей.
3. Составление плана основного этапа 1. Проведение диагностического обследование по теме проекта.
2. Консультация для педагогов «Особенности развития фонематического слуха у детей нашей группы (по результатам диагностики)».
3. Консультация для педагогов «Развитие фонематического слуха при изучении гласных звуков и букв у дошкольников с ОНР».
2. Этап: Практический (основной) (4 недели)
Задачи. Мероприятия.
1. Работа с родителями: Пополнить педагогические знания родителей при выполнении домашних рекомендаций логопеда.
2. Работа с педагогами и детьми. Разработать систему коррекционной работы взаимосвязи логопеда и воспитателя при обучении детей грамоте.
Разработать картотеку заданий и игр по изучению гласных звуков. 1. Подбор, изготовление наглядного и раздаточного материала для изучения гласных звуков и букв.
2. Консультация в родительском уголке «Гласные звуки и буквы». «Писать буквы весело», буклет для родителей «Играем-фонематический слух развиваем»
3. Внедрить метод приёма «Составление звуковых историй», на логопедических занятиях» (см. Приложение)
4. Включение воспитателем заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты дня.
5. Проведение логопедом логопятиминуток.
5. Консультация для педагогов «Развитие графо - моторных навыков»
6. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений по развитию у детей графо - моторных навыков.
7. Проведение специальных игровых и тренировочных упражнений на закрепление произношения гласных звуков, развитие голоса и речевого выдоха.
8. Проведение воспитателем занятий по продуктивной деятельности «Гласные буквы своими руками».
9. Конкурс «Сделай букву сам», с активным участием родителей.
10. Художественное творчество: «Рисуем гласные звуки и буквы».
3. Этап: Заключительный (1 неделя)
Задачи. Мероприятия
1. Оценка достигнутых результатов 1. Сравнение результатов успехов детей в одних и тех же играх и заданиях в начале и в конце основного этапа.
2. Определение направлений работы с каждым ребёнком на основе оценки его успехов и неудач.
3. Составление коллективного альбома «Моя любимая гласная буква»
Практическая значимость проекта :
1. Обогащение предметно-развивающей среды:
Иллюстративным материалом «Предметные картинки для выделения гласных звуков»
Обновленными зрительные символы гласных звуков;
Дидактическими играми : «Интересные гласные» ( Цель: выделение гласных звуков и букв в середине слов); «Посади пассажира в автобус» ( Цель: определение позиции гласного звука); «Узнай что звучит» ( Цель: различение неречевых звуков); «Певцы» ( Цель: развитие речевого дыхания и голоса); «Кораблики» ( Цель: закрепить умение делить слова на слоги); «Магазин» (Закрепить умение делить слова на слоги, выделять гласные звуки, «Следы» ( Цель: Формирование фонематического восприятия).
Литература:
1. Колесникова Е. В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно- игровых занятий к рабочей тетради «От А до Я» - М: Ювента 2001.
2. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - Изд. 2-е -Ростов р/ Д: Феникс, 2022. - 54 с. ил. - (логопедическая школа Ткаченко).
3. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. —32 с. (Практическая логопедия.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6-й год жизни, Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М. : МГОПИ, 1993
5. Швайко Г. С., Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателей детского сада: Из опыта работы. Под ред. В. В. Гербовой – 2-е издание испр. – М: Просвещение, 199