Екатерина Пономарева
Логопедическая технология по коррекции словообразования существительных у детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: учитель-логопед
Пономарева Е. С.
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПО КОРРЕКЦИИ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Поскольку словообразование существительных детей старшего дошкольного возраста имеет ряд недостатков, нами была разработана логопедическая технология по коррекции словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, в основу которой были положены следующие цели, задачи и принципы: При составлении данной технологии были использованы авторские разработки Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, О. А. Новиковской, Шевченко.
Публикация «Логопедическая технология по коррекции словообразования существительных у детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Целью создания нашей логопедической технологии являлось повышение эффективности работы по формированию словообразования существительных, для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи логопедической технологии :
1. Формировать образование существительных единственного и множественного числа с помощью суффиксов.
2. Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова.
3. Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
Принципы логопедической технологии :
1. Принцип взаимосвязи речи и других психических процессов (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, В. И. Лубовский, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн [6, 7, 2, 31]) – предполагает использование в коррекционно-логопедическом процессе для формирования языковых и логических обобщений воздействие на те или иные психические процессы, способствующие нормализации анализаторной, аналитико-синтетической, регуляторной деятельности, активизацию средств чувственного и эмоционального познания.
2. Принцип использования сохранных психических процессов и сохранных анализаторных систем как опоры при обучении (П. К. Анохин, Л. С. Выготский, В. И. Лубовский) – предполагает развитие направлений приспособительной деятельности сохранных процессов и анализаторов с целью не замещения нарушенного процесса, а постепенного его формирования и интериоризации: разработка и применение методических пособий, приёмов, учитывающих степень экстериоризации.
3. Принцип деятельностного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) – предполагает организацию коррекционно-логопедического воздействия не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную, осмысленную деятельность учащихся, органически вписывающуюся в систему их повседневных жизненных отношений:
- учёт ведущей деятельности в дошкольном возрасте;
- использование продуктивных видов деятельности.
4. Принцип личностного подхода и социальной природы человека (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) – предусматривает подход к ребёнку как целостной личности с учётом всей её сложности и индивидуальных особенностей, максимальное использование всех его возможностей, способностей и влияния окружающей среды.
Модель содержания нашей логопедической технологии по коррекции словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития (Схема 1).
Содержание коррекционного блока логопедической технологии по коррекции нарушений словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Логопедическая технология по формированию словообразования существительных детей предусматривала три последовательно реализуемых этапа, которые сменяли друг друга циклично по мере отработки каждого развиваемого параметра. В программу включены фронтальные занятия, которые проводились с использованием наглядности, в интересной и доступной для детей форме.
Логопедическая технология включает пять этапов:
1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
2. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
3. Образование существительных с помощью суффикса -инк-.
4. Образование названий детенышей животных и птиц.
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).
С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словообразования существительных проводилась в следующей последовательности:
I этап. Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
1. В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности :
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова :
дом — домик, куст — кустик
нос — носик, халат — халатик
хвост — хвостик, лист - листик
карандаш — карандашик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков
в корне:
таз — тазик, гвоздь — гвоздик,
сад — садик, сад — садик,
клюв — клювик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов :
забор — заборчик, костюм — костюмчик,
шкаф — шкафчик, стул — стульчик,
стакан — стаканчик, вагон — вагончик,
блин — блинчик, суп — супчик,
трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;
б) с изменением звуковой структуры производного слова : рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова :
лапа — лапка, мышь — мышка,
яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,
туча — тучка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования) :
шуба — шубка, капля — капелька,
береза — березка, книга — книжка,
корова — коровка, бумага — бумажка,
синица — синичка, рука — ручка,
страница — страничка, птица — птичка;
4. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -ичк-:
вода — водичка, сестра — сестричка,
коса — косичка.
5. Словообразование существительных женского рода с использованием суффикса -онък-, -енък- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование без изменения звуковой структуры корня слова имен собственных женского и мужского рода на -а, -я:
Маша — Машенька, Надя — Наденька,
Даша — Дашенька, Петя — Петенька,
Миша — Мишенька, Коля — Коленька;
б) словообразование нарицательных существительных мужского и женского рода без изменения звуковой структуры корня слова :
береза — березонька, дядя — дяденька,
дочь — доченька, мама — маменька,
тетя — тетенька;
в) словообразование с изменением звуковой структуры корня слова :
рука — рученька, дорога — дороженька,
нога — ноженька.
6. Словообразование с использованием менее продуктивных суффиксов –ушк-, -ышк-, -иц-, -ец-, -ц-:
а) словообразование существительных мужского, женского и среднего рода с суффиксом -ушк-:
дед — дедушка, голова — головушка,
соловей — соловушка, зима — зимушка,
скворец — скворушка, рябина — рябинушка,
поле — полюшко;
б) словообразование существительных среднего рода с суффиксом -ышк-:
перо — перышко, стекло — стеклышко,
солнце — солнышко, горло — горлышко,
зерно — зернышко, гнездо — гнездышко;
в) словообразование с помощью суффиксов -иц-, -ец-, -ц-:
— суффикс -иц- в существительных женского рода :
лужа — лужица, земля — землица,
кожа — кожица, роща — рощица;
— суффикс -ец- в существительных мужского и среднего рода:
мороз — морозец, хлеб — хлебец,
письмо — письмецо;
— суффикс -ц- в существительных женского и среднего рода:
пыль — пыльца, мыло — мыльце,
дерево — деревцо, зеркало — зеркальце,
корыто — корытце, одеяло — одеяльце.
Игра «Назови ласково».
Логопед предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие и поэтому их надо называть ласково.
В процессе игры дети воспроизводят уменьшительно-ласкательные формы существительных (столик, шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, тарелочка, ложечка, вилочка, огурчик, помидорчик, яблочко и др.).
II этап. Образование существительных с помощью суффикса -ниц- со значением вместилища (посуды).
1. На начальном этапе работы закрепляется словообразование при сохранении звуковой структуры корня слова :
суп — супница, соус — соусница,
чай — чайница, салат — салатница,
сахар — сахарница, конфеты — конфетница.
2. В дальнейшем закрепляется словообразование существительных с суффиксом -ниц- в случаях чередования, смягчения, оглушения согласных звуков корня:
хлеб — хлебница, пепел — пепельница,
сухари — сухарница, чернила — чернильница, селедка — селедочница.
Игра «Что для чего?»
Логопед предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло).
Затем задает вопросы, где хранятся эти предметы (хлеб — в хлебнице, сахар — в сахарнице, конфеты — в конфетнице, мыло — в мыльнице).
После называния предмета дети кладут его в ту посуду, в которой он хранится.
Далее логопед предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом логопед подчеркивает голосом (интонирует) суффикс -ниц-.
Далее делается вывод: сосуд, в котором что-либо хранится, часто называется словом, в котором есть «частичка» (суффикс) -ниц-.
В заключение проводится закрепление данной модели словообразования в различных словах.
- Как называется посуда, в которую кладут салат? (Салатница)
- Как называется посуда, в которую кладут селедку? (Селедочница)
- Как намывается сосуд, в который раньше наливали чернила? (Чернильница)
- Как называется посуда, в которую наливают соус? (Соусница)
III этап. Образование существительных с помощью суффикса -инк-.
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы — бусинка, дождь — дождинка,
пыль — пылинка, изюм — изюминка,
солома—соломинка, роса—росинка,
икра — икринка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов :
горох — горошинка, снег — снежинка,
чай — чаинка, песок — песчинка,
пух — пушинка.
Изменить слово по аналогии.
а) виноград — виноградина, горох —.
свинья —. жемчуг—.
баран —. картофель —.
теленок —. лед —.
б) бусы — бусинка, дождь —.
пыль —. снег—.
дождь —. песок —.
изюм —. пух — …
IV этап. Образование названий детенышей животных и птиц.
В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слова :
Гусь-гусенок - гусята,
Еж - ежонок - ежата,
лось - лосенок — лосята,
тигр - тигренок - тигрята,
лиса - лисенок - лисята,
слон - слоненок - слонята,
кот - котенок - котята,
ворона - вороненок - воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов :
волк - волчонок - волчата,
орел - орленок - орлята,
индюк - индюшонок - индюшата,
лев - львенок - львята,
медведь - медвежонок - медвежата,
белка - бельчонок - бельчата,
заяц - зайчонок - зайчата,
галка - галчонок - галчата,
кролик - крольчонок - крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма) :
овца — ягненок — ягнята,
свинья — поросенок — поросята,
корова — теленок — телята,
собака — щенок — щенята,
лошадь — жеребенок — жеребята,
курица — цыпленок — цыплята.
Игра «Кто у кого?»
В процессе игры используются картинки с изображением животных и их детенышей.
Вначале логопед задает детям загадку про животного. Например:
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут ее…
Кто это? (Это лиса)
А как называют детеныша лисы? (Лисенок)
— Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Кто у кого?». Посмотрите на картинки и вспомните названия детенышей животных. (Лисенок, ежонок, слоненок, тигренок, лосенок, гусенок, котенок)
Логопед показывает картинку и задает вопрос типа: «Кто у лисы?» Дети отвечают: «У лисы лисенок» и т. д.
— Послушайте еще раз названия детенышей животных и скажите, что слышится в конце этих слов? Какая общая часть в этих словах? (-онок)
«Назвать животных парами».
Детям предлагается загадка:
Хвост пушистою дугой.
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям может лазать,
Строит он свой дом в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
— Кто это? (Белка)
— А как называют детеныша белки? (Бельчонок)
На доске картинки с изображением животных и их детенышей (белка — бельчонок, заяц — зайчонок, волк — волчонок, медведь — медвежонок).
Логопед показывает картинку дети называют пару слов : взрослого животного и детеныша.
— А у каких животных названия детенышей отличаются от названий взрослых животных? (Корова — теленок, лошадь — жеребенок, овца — ягненок, собака — щенок, свинья — поросенок)
Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных».
На доске картинки «Лиса и лисята».
Сначала дети вспоминают название одного детеныши.
— Посмотрите, дети, на картинку. У лисы один лисенок или много? (Много.) Лисенок — это один. А как сказать одним словом, если их много? (Лисята.)
— А теперь поиграем с мячом.
Логопед называет одного детеныша и бросает мяч, а дети называют множественное число и бросают мяч обратно логопеду.
Игра «Как зовут папу, маму и детеныша (детенышей?»
На доске картинка по сказке «Три медведя».
— Какую сказку вам напоминает эта картинка? (Сказку «Три медведя»)
— Вспомните, как звали папу, маму и детеныша в этой сказке. (Папа — медведь Михаил Иванович, мама — медведица — Настасья Петровна, детеныш — медвежонок Мишутка.) Правильно, три медведя — это медведь, медведица и медвежонок. В каждой лесной семье папа, мама и детеныш называются по-разному.
Дети называют по картинкам папу, маму и детеныша (можно и детенышей во множественном числе) животных: лис — лиса — лисенок, заяц — зайчиха — зайчонок, волк —волчица — волчонок, еж — ежиха — ежонок, лев — львица — львенок, тигр — тигрица — тигренок, слон — слониха — слоненок.
— А как называются папа, мама, детеныши у домашних животных? (Бык — корова — теленок, пес — собака — щенок, кролик — крольчиха — крольчонок, кот — кошка — котенок.)
V этап. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»).
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ЗПР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности:
1. Словообразование существительных мужского рода :
— с суффиксом -щик-
барабанщик, кладовщик, часовщик,
угольщик, танцовщик, сварщик,
стекольщик, дрессировщик, носильщик;
— с суффиксом -чик-
летчик, переводчик, грузчик, водопроводчик, переплетчик, разведчик.
2. Словообразование существительных, обозначающих лиц женского пола с суффиксами -ниц-, -иц-:
художник — художница, учитель — учительница,
работник — работница, писатель — писательница,
проводник — проводница, певец — певица.
Назвать профессии (по картинкам).
Логопед предлагает детям ответить на вопросы:
Кто носит багаж? Носильщик.
Кто сваривает трубы? Сварщик.
Кто вставляет стекло? Стекольщик.
Кто работает на кране? Крановщик.
Кто укладывает камни? Каменщик.
Кто работает на экскаваторе? Экскаваторщик.
Далее логопед задает вопрос :
— Какая общая часть в словах носильщик, сварщик, стекольщик, крановщик, каменщик, точильщик, часовщик, экскаваторщик?
При произнесении этих слов логопед подчеркивает интонационно, голосом суффикс -щик-.
Игра «Как назвать того, кто. ?»
Логопед предлагает детям назвать того, кто.
— Кто на паровозе ездит? (Машинист)
— Кто утром делает зарядку? (Физкультурник, спортсмен)
— Кто песни сочиняет? (Композитор)
— Кто играет на рояле? (Пианист)
— Кто водит самолет? (Летчик, пилот)
Логопедическая технология включала 20 занятий. Занятия проводили во фронтальной форме четыре раза в неделю. Каждое занятие имело свою цель, состоит из организационного момента, основной и заключительной частей:
- организационный момент включает: настрой детей на активную познавательную деятельность;
- основная часть включает в себя основные коррекционно-развивающие упражнения;
- заключительная часть – подведение итогов занятия;
К каждому ребенку применялся индивидуальный подход. Речь ребенка во время занятия тщательно контролировалась, требования предъявляемые детям были адекватными, так как мы учитывали речевые возможности и особенности их личности.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ЗПР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее звучанием. Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, дуб-ик, выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Формирование системы словообразования существительных определяется последовательностью появления форм словообразования в онтогенезе.