Ирина Гурова
Логопедическая игра «Серый слонёнок» для автоматизации звуков и развития грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игру «Серый слонёнок» я использую, в основном, в работе по автоматизации и дифференциации звуков в словах. Также её можно успешно использовать и для развития лексико-грамматической стороны речи.
Для изготовления игры я использовала пустой прозрачный флакон от детского шампуня в виде слона. Также необходимы помпоны серого цвета, которые я сделала из пряжи. Они нужны для того, чтобы «раскрасить слонёнка», то есть, сделать его серым, наполнив помпонами.
Темочки:
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Животные жарких стран. Африка для детей
- Животные жарких стран. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Логопедические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Слон. Все про слонов для детей
- Слон. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Помпоны сделаны с помощью вилки. Для этого сначала нужно намотать нитки вокруг вилки. Затем необходимо завязать нитку посередине как можно крепче и снять получившийся бантик с вилки. После этого пряжа разрезается ножницами с двух сторон и формируется помпон. Для того, чтобы слонёнок оказался серым, то есть, полностью наполненным помпонами, их понадобилось примерно 50 штук.
Итак, как я уже отметила, при наполнении флакона помпонами слонёнок становится серым. Возможность «оживить» слона, постепенно наполняя его, создаёт у детей игровую мотивацию к многократному повторению слов за логопедом, а также к называнию картинок и игрушек (в зависимости от особенностей организации игры).
Таким образом, игровой материал может представлять собой предметы, игрушки, картинки, карточки, подобранные специалистом для решения конкретных логопедических задач.
С помощью игры «Серый слонёнок» можно автоматизировать и дифференцировать любые звуки.
Возможности использования материала разнообразны, предполагают творческий подход педагога.
Цель: автоматизация звуков в словах, развитие словаря, грамматического строя речи.
Задачи:
- автоматизировать звуки в словах;
- расширять, уточнять словарный запас;
- упражнять в изменении числа существительных;
- развивать навыки количественного счёта, мышление.
- развивать пальчиковую моторику, тактильное восприятие.
- способствовать обеспечению психологического комфорта ребёнка.
Варианты организации игр и игровых упражнений
«Слушай, повторяй – слонёнка украшай»
Это самый простой вариант игры. Взрослый произносит слова с автоматизируемым звуком, а ребёнок повторяет их. За каждое правильно произнесённое слово (или за несколько – 2, 3, 4… слова) ребёнок получает помпон и проталкивает его в бутылочку. Постепенно слон наполняется помпонами и становится серым. Результат игры очень радует ребёнка!
Конечно же, наполняя слонёнка, можно играть в разнообразные словесные грамматические игры: «Один-много», «Назови ласково», «Жадина», «Вопрос-ответ» и т. п.
«Картинки называй – слонёнка украшай»
Для этой игры нам необходимы любые предметные картинки. Можно использовать и материал игры лото.
Картинки можно расположить на столе в любом порядке. В данном случае, они расположены в три столбика и три ряда.
Сначала предлагаем ребёнку разложить помпоны на картинках так, чтобы их количество в каждом раду и столбике было разным (возможны варианты и их много). После этого ребёнок произносит слово-название каждой картинки столько раз, сколько на ней помпонов. Можно подключить «весёлый счёт» - «одно ведро, два ведра, три ведра».
Если помпоны на картинках закончились, а слонёнок ещё не наполнен, можно повторить игру как с этими же картинками, так и с новыми.
В конце игры слонёнок становится серым.
«Лото с помпонами» («В лото играем – слонёнка оживляем»)
Интересно проходит игра в лото с помпонами. При этом ребёнку целесообразно дать возможность проявить творчество и разложить помпоны на карте лото или на отдельных картинках так, как он хочет, по своему желанию. Такой подход повышает интерес к игре.
Ребёнок называет картинку столько раз, сколько на ней помпонов. Когда все помпоны оказываются во флаконе, ребёнок подбирает соответствующую картинку. Происходит обмен помпонов на картинку.
В результате игры все помпоны оказываются внутри слонёнка, а картинки на своих местах!
Слонёнка можно наполнять и вдвоём, делая ходы, произнося слова по очереди. О количестве помпонов нужно договориться заранее.
В данном случае, в игре лото на автоматизацию «Ц», помпончики разложены на каждой карте в порядке увеличения их количества (от 1 до 6). В результате совместных усилий по произношению слов слон становится серым!
«Весёлый счёт», «Спасаем зверей» и др.
Для этого игрового упражнения подбираются картинки или игрушки с автоматизируемыми или дифференцируемыми звуками. На них или вокруг них располагаются помпоны. Ребёнок составляет словосочетания, согласовывая числительные с существительным и наполняет слонёнка.
Для подобных игр можно придумывать интересные истории, например, о том, как злая волшебница заколдовала зверей и слона, и, чтобы их расколдовать, нужно выполнить задания: (составить словосочетания и произнеси их и т. п.).
Желаю Вам успехов!