Елена Дударенкова
Использование мультимедийной презентации в работе с детьми с ОВЗ как средства повышения эффективности коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мультимедийной презентации в работе с детьми с ОВЗ, как средства повышения эффективности коррекционной работы.
учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №3»
Дударенкова Е. П.
Аннотация: В статье приведены примеры современных информационно-коммуникационных технологий, применяемых в работе с детьми с ОВЗ, в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении
Ключевые слова: Дети с ОВЗ, ИКТ, мультимедийные презентации, компьютерные обучающие игры
В настоящее время стало уделяться очень большое внимание актуальной проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Причиной этому стало весомое увеличение количества таких детей и появление новых возможностей их приспособления к жизни.
В данный момент наша страна достаточно заинтересована в том, чтобы исправить сложившуюся ситуацию с воспитанием и обучением детей с ограниченными возможностями здоровья в положительную сторону. В связи с этим в системе специального образования стали активно внедряться современные технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, позволяющие решать многие проблемы.
В своей коррекционно-развивающей работе с обучающими с ОВЗ, использую такой инновационный метод, как мультимедийная презентация. Что это такое?
Мультимедийная презентация представляет собой сочетание компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду. Как правило, мультимедийная презентация имеет сюжет, сценарий и структуру организованную для удобного восприятия информации.
Проведение комплексных занятий с широким применением презентаций дает возможность обогатить педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Наглядность дидактического материала повышает его усвоение, создает положительную мотивацию, включает все каналы восприятия ребенка: зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Одной из главных задач коррекционно-развивающего обучения является активизация речевой и познавательной деятельности детей с ОВЗ. Мультимедийная презентация помогает учителю-дефектологу самостоятельно структурировать лексический материал, исходя из особенностей контингента детей, определять конкретную тему, задачи и выстраивать коррекционное занятие так, чтобы максимально добиваться обучающего эффекта.
В процессе работы с применением мультимедийных презентаций мною были выделены такие преимущества, как:
- презентации позволяют сделать учебный материал наглядным;
- облегчается процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов;
- использование анимации активизирует внимание детей, позволяет передать последовательность схем и рисунков;
- при организации коррекционно-образовательной деятельности презентации могут быть использованы на различных этапах изучения лексической темы;
- процесс обучения выстраивается с учетом психолого-физиологических возможностей детей с ОВЗ;
- стимулируется познавательный интерес к обучению;
- методы обучения (словесный, наглядный и практический) эффективно сочетаются, на любом этапе коррекционного занятия;
- обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к ребенку (использование разноуровневых заданий).
Из собственного опыта хочется отметить что, использование на занятиях мультимедийные презентации не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя-дефектолога. Процесс обучения ребенка с умственной и речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с учителем-дефектологом, теряется мотивация, ведь коррекция нарушений речи и умственных способностей - трудоемкий процесс. Использование же компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у детей коррекционной группы интерес - сначала как игровой, а затем и как учебная деятельность.
Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога помогает успешно решать следующие задачи:
1. Образовательные: развитие навыков языкового анализа и синтеза; уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие орфографической зоркости.
2. Коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности; развитие психических процессов; развитие тонкой и общей моторики
3. Воспитательные: воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Визуальная насыщенность дидактического материала привлекает детей, способствует его лучшему усвоению и запоминанию, делает занятия яркими и убедительными, так как на них создается обстановка совместной творческой деятельности и доверительного общения учителя-дефектолога с детьми. Сочетание рассказа с демонстрацией слайдов позволяет успешно реализовать принцип пошагового введения тематического материала, с учетом «эффекта новизны». Для лучшего понимания воспитанниками изучаемого материала, большое внимание уделяется его содержанию, актуализации опорных знаний, количеству предъявляемой информации, выбору и включению серии упражнений с постепенным возрастанием уровня сложности.
На коррекционных занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая разнообразные компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации. Например:
• «Страна Знаний» серия развивающих игр (рассчитаны для детей от 3 до 7 лет, игры разного уровня сложности. Задания на счёт. Упражнения предназначенные, чтобы помочь ребёнку узнавать формы букв и научиться их читать и писать. Учит ребёнка правильному отношению к людям. Знакомит ребёнка с животным миром.)
• «Готовимся к школе с Лунтиком». (Математика - Это весёлое путешествие в красочный мир Лунтика и его друзей, в котором ребёнок научиться складывать, вычитать, сравнивать числа и определять время по часам; Русский язык – дети смогут познакомиться с видами букв, выучить слоги и ударения, а также развить навыки чтения; Подготовка к школе –здесь ребёнок научиться считать, выучит алфавит и получит множество других полезных знаний.
• «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры).
• Обучающая игра «Баба-Яга учится читать». (Программа разрабатывалась для того, чтобы ребёнок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах.
Главным положительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значительное снижение перегрузки и утомляемости детей с ОВЗ. Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и делает его осмысленным и долговременным.
Хочется также отметить, что в моей работе решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии встраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка. Таким образом, информационные технологии существенно помогают учителю-дефектологу в его работе. Подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т. д. - всё это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей с ОВЗ. Применение на коррекционных занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с ОВЗ, а также способствует положительному состоянию детей в процессе занятий и значительно повышает эффективность работы учителя-дефектолога.
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий является мощным стимулом развития детей со сложной структурой дефекта. Использование презентаций в коррекционно-развивающей работе позволяет увеличить познавательную активность детей, облегчает усвоение программного материала, помогает формированию коммуникативных навыков, создает условия для овладения новым социальным опытом, способствует творческой активности и самостоятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.