Екатерина Никитина
Лексико-грамматическое занятие «Игрушки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лексико – грамматическое занятие «Игрушки»»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Отрабатывать умение рационально расходовать воздух («Речевое развитие»);
Совершенствовать умения называть относительные прилагательные («Речевое развитие»);
Добиваться умения грамматически верно формулировать свою мысль («Речевое развитие»);
Закрепить умения определять пространственные отношения: слева, справа, между («Познавательное развитие»);
Публикация «Лексико-грамматическое занятие „Игрушки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Отрабатывать согласование порядковых числительных с существительными в роде («Речевое развитие»);
Упражнять в умении образовывать имена существительные во множественном числе («Речевое развитие»);
Обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки пред-мета (формы, величины, цветовых оттенков и т. д.). («Речевое развитие»);
Совершенствовать умения дошкольников составлять описательные рассказы о предмете с помощью опорной схемы-плана («Речевое развитие»);
Воспитывать бережное отношение к игрушкам, навыков культурного общения, сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности («Социально – коммуникативное развитие»).
Методы и приемы:
- практические: физминутка, словесные игры.
- наглядные: рассматривание иллюстрации, плана – схемы описательного рассказа.
- словесные: рассказы детей об игрушках по схеме; беседа; чтение стихотворения.
Материалы и оборудование: игрушки из разных материалов, мяч, иллюстрация с изображением прилавка с игрушками, план – схема.
Двигательная - Физминутка «Буратино».
Игровая - игровые ситуации, игра в кругу с мячом «Такие разные игрушки», Игра «Какая по счету?», дидактическая игра «Угадайка», игра «Один – много».
Коммуникативная - беседа об игрушках, игра «Магазин», словесная игра «Такие разные игрушки», составление описательного рассказа о игрушке.
Логика образовательной деятельности
1 Раздается стук в дверь. В группу входит Буратино
(заранее подготовленный ребенок).
- Здравствуйте, друзья!
К вам пришел сегодня я
И услышав звонкий смех
Приглашаю я вас всех
На именины у Мальвины!
Дети здороваются и принимают приглашение Буратино. Для этого решают отправиться за подарком в магазин (ребенок – Буратино включается в работу со всеми детьми). Дети подходят к своим стульчикам, которые стоят полукругом.
2 Дыхательная гимнастика «Дует ветерок». Воспитатель произносит текст
Дует легкий ветерок
И качает так листок.
Дует сильный ветерок
И качает так листок.
Осенние листочки на веточке сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
Подуй на «листочек»
Дети выполняют гимнастику стоя около своих стульчиков.
Выдох спокойный, ненапряженный.
Сила выдоха постепенно увеличивается.
Пропевание гласных.
Дети 3-4 раза дуют на руки -«листочки», не раздувая щек. Рационально расходуют воздух. Коротко вдыхают, выдыхают в рот, а не в щеки.
3 Предлагает игру с мячом «Такие разные игрушки».
Сидит на стульчике в полу-круге, бросает мяч и задает вопрос ребенку:
- Игрушка из дерева какая?
- Игрушка из железа какая?
- Игрушка из резины какая?
- Игрушка из глины какая?
- Игрушка из кожи какая?
- Игрушка из железа какая?
- Игрушка из пластмассы какая?
- Игрушка из плюша какая?
- Игрушка из стекла какая?
- Игрушка из олова какая? Дети сидят на стульчиках полукругом, ловят мяч, возвращают его воспитателю, назвав прилагательное
Верно называют относительные прилагательные: деревянная, железная, резиновая, глиняная, кожаная, железная, пластмассовая, плюшевая, стеклянная, оловянная.
4 Игра «Магазин». Воспитатель объясняет, что продавец должен быть внимательным, чтобы на прилавке выбрать ту игрушку, которую желает покупатель (демонстрирует картинку с изображением прилавка с игрушками).
Предлагает детям определить, где находятся игрушки.
- Что стоит на верхней полке справа?
- Какая игрушка стоит слева от кораблика?
- Какая игрушка стоит между матрешкой и мишкой? Дети рассматривают витрину с игрушками и определяют, где находится нужная им. Отвечают на вопросы воспитателя по вызову.
- На верхней полке справа стоит улитка – пирамидка.
- Слева от кораблика находится мяч.
- Кубики лежат между матрешкой и мишкой.
Грамматически верно формулируют свою мысль.
Точно определяют пространственные отношения: слева, справа, между.
5 Игра «Какая по счету?» Предлагает ребятам назвать, в какой последовательности стоят игрушки на прилавке. Следит за правильным согласованием порядковых числительных с существительными в роде.
Определяют «по цепочке» какая по счету стоит та или иная игрушка.
Верно образуют порядковые числительные и грамматически верно согласовывают их с существительными в роде: первая – юла, второй – кран, третья – пирамидка, четвертая – кукла, пятый – зайчик, шестой - мяч, седьмой – корабль, восьмой – мишка, девятые – кубики, десятая – матрешка.
6 Воспитатель обращает внимание на то, что всем детям очень хочется, чтобы у них было много игрушек. Проводит игру с мячом «Один - много». Бросает мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Дети стоят в кругу. Ребенок ловит мяч, называет существительное во множественном числе. Бросает мяч другому ребенку и называет снова существительное в единственном числе и т. д. Образуют существительные во множественном числе.
7 Физминутка «Буратино»
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
8 Предлагает детям разделиться на пары и поиграть в игру «Угадайка». Обращает внимание на схему и объясняет все ее элементы.
Дети по желанию выбирают себе пару, рассаживаются, по желанию выбирают себе пару, рассаживаются за столы, договариваются кто – покупатель, кто – продавец. Свой рассказ покупатель должен начать со слов: «Я хочу купить…», затем указать цвет, форму игрушки, ее строение (составные части). Рассказать, какая игрушка на ощупь, из какого сделана материала, ее размер и способ использования. Покупатель не должен называть игрушку, не должен смотреть на нее, а только ее описывать. По данному описанию продавец узнает, какая игрушка нужна покупателю. Затем дети меняются ролями.
Каждый ребенок выбрал подарок для Мальвины.
Называют прилагательные, обозначающие признаки предмета: форма, величина, цветовые оттенки, материал. Составляют описательный рассказ о игрушке, используя схему.
9 Воспитатель читает стихотворение З. Петровой
Хороши у нас игрушки :
Куклы, мишки и хлопушки,
С ними весело играть,
Но не надо забывать:
Игрушки – не люди,
Но все понимают
И очень не любят,
Когда их ломают.
Пусть игрушки дружат с на-ми,
Обижать мы их не станем,
Поиграем и потом
Все на место уберем.
Интересуется о чем это стихотворение. Беседует о правилах обращения с игрушками.
Дети слушают художественное произведение, отвечают на вопросы воспитателя. Грамматически верно формулируют свою мысль.
10 Воспитатель подводит итог занятия
- Ребята, каждый из вас ре-шил, что подарить Мальвине на ее день рождения.
Как вы думаете пригодятся ли вам знания полученные сегодня на занятии в дальнейшем? И почему вы так считаете?
Дети высказывают свои предположения.
Буратино прощается с детьми и желает с ними встретиться на празднике у Мальвины.
Итоговое мероприятие: досуговое мероприятие «В гостях у Мальвины»