Ольга Гончаренко
Конспект лексико — грамматического занятия в старшей группе на тему: Садовые и лесные ягоды.
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в старшей группе на тему : Садовые и лесные ягоды.
Цель: формировать знания детей о саде и лесе, растительном мире сада и леса (ягодах, деревьях).
Задачи:
коррекционно – образовательные: - учить различать садовые и лесные ягоды, деревья леса и сада;
Публикация «Конспект лексико — грамматического занятия в старшей группе на тему: Садовые и лесные ягоды,» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Лесные ягоды
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
- учить образовывать и употреблять имена существительные в родительном падеже множественного числа;
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные (от названий лесных и садовых ягод, названий листьев деревьев)
коррекционно – развивающие: - закреплять употребление предлога в;
- упражнять детей в подборе обобщающих слов;
- развивать и активизировать словарь по теме;
коррекционно – воспитательные: - воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Оборудование: Топ – Топ, флипчарт «Связная речь» (тема «Ягоды сада и леса»)
Ход занятия:
I. Организационный момент. Топ – Топ здоровается с детьми и спрашивает, какие картинки выставлены на доске:
МАЛИНА, КЛЮКВА, ЗЕМЛЯНИКА, ЧЕРНИКА (ЯГОДЫ)
СОСНА, ЕЛЬ, БЕРЕЗА, ОСИНА (ДЕРЕВЬЯ)
II. Основная часть.
1. Объявление темы. Логопед предлагает детям превратиться в туристов и отправиться на прогулку в лес и сад. Как вы думаете, что растет в саду? В лесу? (дети перечисляют)
2. Вводная беседа.
- И вот наше путешествие началось. Первыми в лесу нас встречают деревья. Сейчас я вам о них расскажу.
Деревья
Мы встречаем деревья повсюду. Нет их только в пустынях и на вершинах гор. Одни деревья сбрасывают листья осенью, а покрываются новыми весной. Это лиственные деревья (повторите). У других, вечнозеленых, вместо листьев – колючки или хвоя, это хвойные деревья. Хвойным деревьям не страшны холода.
В кронах деревьев живут птицы и некоторые животные, например, белки. Барсуки и лисы роют норы под корнями деревьев. Олени и кабаны прячутся в зарослях из деревьев. Но деревья растут и в саду, там растут фруктовые деревья, они дают вкусные плоды – фрукты.
Но в саду и в лесу растут не только деревья, а растут растения, на которых созревают вкусные ягоды.
3. Развитие лексико – грамматических категорий.
3.1. Игра «Лиственное или хвойное». На стр. флипчарта выставлены деревья и листья, хвоя. дети подходят к дереву и объясняют:
Например: это береза. У березы листья. Это лиственное дерево.
Это сосна. У сосны хвоя. Это хвойное дерево.
3.2. Игра «Части дерева».
- Топ увидел два дерева, внешне они и похожи и нет. Подскажите, чем похожи и чем отличаются деревья.
- У лиственного дерева есть ствол, под землей корни, от ствола идут ветки, на ветках листья и есть плоды. Например, у дуба желуди.
- У хвойного дерева есть ствол, под землей корни, от ствола идут ветки, на ветках хвоя и есть шишки.
3.3. Игра «Один – много».
- Назовите дерево, поиграйте по образцу.
Береза – березы – много берез сосна – сосны – много сосен
Дуб – дубы – много дубов
Клен – клены – много кленов ель – ели – много елей
4. Физкультминутка «Собираем ягоды, грибы».
Мы шли – шли – шли,
(дети идут по кругу друг за другом)
Землянику нашли.
(наклоняются и собирают)
Раз, два, три, четыре, пять,
(идут по кругу друг за другом)
Мы идем искать опять.
Мы шли – шли – шли,
(движения по тексту)
Грибочки нашли,
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идем искать опять.
5. Развитие лексико – грамматических категорий.
5.1. «Назови ласково» (игра с мячом)
- Назовите каждую ягодку ласково, ведь она маленькая, вкусная.
Брусника – брусничка Крыжовник – крыжовничек земляника - ежевика -
Малина – морошка -
Клюква – клубника -
Вишня –
Смородина –
5.2. Игра «Угости вареньем».
- Топ – Топ очень любит варенье, расскажите, как называется варенье, сделанное из:
Черники – черничное малины – малиновое брусники - брусничное
Клюквы – клюквенное ежевики - ежевичное клубники – клубничное
Смородины - смородиновое крыжовника - крыжовниковое
- Как вы думаете, почему в лесу не найти вишню, клубнику? (они не растут в лесу, эти ягоды растут в саду).
5.3. Игра «Где растет ягодка?»
- На странице флипчарта нарисованы сад и лес. Помогите Топ – Топу разобраться, где что (дети объясняют).
- Топ – Топ решил насобирать ягод : подскажите, какие ягоды растут в саду? В лесу? ( дети по очереди подходят к интерактивной доске: находят ягоду и объясняют, где какая года растет).
Например: малина растет в саду, но она может расти и в лесу. Крыжовник растет в саду.
III. Итог занятия.
- Кем мы были на занятии? Куда мы ходили? Что видели в лесу?