Ирина Ерохина
Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме «Зима» в подготовительной группе ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект фронтального занятия, проведённого в подготовительной группе ОНР.
Вид занятия : Развитие речи (коммуникация).
Тема: «Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме «Зима».
Коррекционно-образовательные цели:
- обогащение и систематизация словаря на материале родственных слов;
- закрепление в речи сравнительных прилагательных;
- обогащение словаря признаков;
Публикация «Комплексное лексико-грамматическое занятие по теме „Зима“ в подготовительной группе ОНР» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- развитие навыков согласования прилагательных с существительными во множественном числе;
- закрепление навыков составления и анализа 3-словных предложений с одним определением;
- развитие навыков составления описательного рассказа из 8 предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие цели:
- формирование направленной воздушной струи;
- формирование навыков сочетания движений с музыкальным ритмом;
- развитие образного и творческого мышления;
- развитие слухоречевого внимания и памяти.
Коррекционно - воспитательные:
- формирование эстетического отношения к окружающей природе;
- формирование умения вычленять информацию из поэтического текста;
- формирование самостоятельности, доброжелательности, взаимопонимания.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Реализация Федеральных государственных требований:
интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия.
Оборудование: демонстрационный картинный материал (зима-2 экз., снег, снежинки - 4 экз., снежки, снеговик, снегурочка, снегири – 3 экз., сугроб, шапка, берёза в снегу, невеста, лёд – 2 экз., зеркало, яблоко, звёзды, ели в снегу, день/ночь, медведь в берлоге, дети на улице); схемы для составления предложений, снежинки с ватками на ниточках, белые атласные ленты, CD с записью для физкультминутки и упражнения на развитие воздушной струи.
Ход занятия.
Организационный момент.
- О каком времени года говорится в загадке?
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
(Зима)
- Будем говорить о зиме, о признаках зимы, составлять рассказ о зиме.
- По каким признакам мы узнаём о том, что наступила зима?
(На улице холодно, солнце светит редко и не греет, деревья и земля покрыты снегом).
I Словарная работа.
1) Работа со словами-родственниками.
- У нас есть родственники. Наши родственники и мы похожи. У слов также есть родственники. Это значит, что все они похожи между собой их объединяет одно общее слово.
А) Упражнение «Закончи строчку».
- Будем подбирать слова-родственники к слову «снег».
- Закончите рифму.
Тихо-тихо, как во сне
Падает на землю (снег).
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки).
Все бегут в перегонки,
Все хотят играть в (снежки).
Шар на шар поставив ловко,
Прикрепили нос-морковку,
Вот метла и воротник –
Получился (снеговик)
Рядом – снежная фигурка –
Это девочка (снегурка).
А на ветках – посмотри –
С красной грудкой (снегири).
Б) Подбор слов-родственников к слову «снег».
- Вот сколько много родственников у слова снег. Давайте вспомним их.
Логопед выставляет в центральной части мольберта картинку с изображением снега. От центральной схемы в стороны расходятся «лучи». Дети называют слова-родственники к слову «снег» и выставляют соответствующие картинки возле «лучиков».
В) Выделение 4-го лишнего слова на основе лексико-грамматического анализа слов.
- Определите лишнее слово в ряду данных:
Снег, подснежник, сноп, снежок.
Мороз, морозильник, заморозки, молоко.
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Зима, Зина, зимовать, зимушка.
Упражнение для развития направленной воздушной струи: «Снежинки».
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку с ваткой на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на ватку.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
2). Работа со словами-сравнениями.
А) Выделение сравнений в стихотворном тексте.
- Поэты и писатели часто сравнивают предметы и явления природы с похожими предметами и явлениями.
- Послушайте стихотворение.
- Обратите внимание на то, с кем сравнивает поэт зиму? С чем – облака? Снежинки? Снег, лежащий на земле?
Как-то зимушка-зима,
Добрая старушка,
Выбивала облака,
Будто бы подушки.
И кружились, будто пух,
Белые снежинки,
Укрывая все вокруг
Мягкою перинкой.
Б) Подбор сравнений к заданным объектам.
Логопед выставляет на доске картинки и предлагает назвать их: сугроб, берёза, снежинки, лёд, снегирь.
Рядом на мольберте выставлены картинки, которые также предлагается называть: шапка, зеркало, невеста, яблоко, звёзды.
- Выберите для каждого признака зимы на доске подходящее сравнение. Что на что похоже?
Дети выбирают подходящую картинку на мольберте и выставляют её на доске напротив признака зимы.
- Составим предложения: «Сугроб похож на шапку» и т. д. с парами картинок:
Лёд-зеркало, берёза-невеста, снегирь-яблоко, снежинки-звзды.
II Работа над предложением:
А) Подбор определений к заданному объекту.
- Подберите как можно больше слов-признаков: какие бывают снежинки зимой?
На доске выставлена соответствующая схема: слово-признак и слово-предмет.
Дети составляют словосочетания: «белые снежинки», «пушистые снежинки».
Примерный перечень прилагательных: лёгкие, крупные, пушистые, большие, блестящие, серебристые.
Б) Составление предложений к заданной схеме:
- Составьте предложения к данной схеме, используя слова-признаки.
На доске выставлена схема для составления 3-словного предложения.
Например: Белые снежинки летят.
ФКМ «Идём по снегу», «Снежинки», «Снежинки танцуют».
III Составление рассказа по опорным картинкам.
А) Составление предложений с помощью коррекции деформированных предложений.
- Буду шутить. Исправляйте.
Логопед демонстрирует и выставляет на доске картинку с зимним пейзажем:
- Наступило неожиданное тёплое лето (Наступила долгожданная холодная зима.).
Аналогично с остальными картинками и предложениями.
Образец правильного рассказа:
1. Наступила долгожданная морозная зима.
2. Дни стали короткие, а ночи длинные.
3. Падает пушистый белый снег, похожий на пух.
4. Сверкает на солнце гладкий лёд.
5. Ели надели снеговые шапки.
6. Снегири сидят на ветках деревьев, как красные яблоки.
7. В тёплой берлоге спит медведь.
8. Дети катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков.
Образец деформированного рассказа:
1. Наступило неожиданное тёплое лето.
2. Дни стали длинные, а ночи короткие.
3. Падает колючий чёрный снег, похожий на угольки.
4. Сверкает на солнце шершавый лёд.
5. Ели надели снеговые кастрюли.
6. Снегири сидят на ветках, как зелёные груши.
7. В холодном логове спит заяц.
8. Дети катаются на велосипедах, лепят куличики.
Б) Составление рассказа по опорным картинкам.
Дети «по цепочке» составляют рассказ по картинкам, выставленным на доске.
Итог: - О каком времени года говорили на занятии?
- За что можно полюбить зиму?