Богачева Виктория
Фронтальное занятие «Способы Словообразования» в старшей группе для детей с ТНР. Формирование лексико-грамматических категорий
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Способы словообразования»
Цель: закрепить знания детей с ТНР о разных способах словообразования
Задачи:
1. Закрепить навык образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных единственного числа.
2. Закрепить умение согласовывать имена существительные с прилагательными в единственном числе.
3. Развивать навык образовывать и согласовывать притяжательные прилагательные с существительными.
4. Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
5. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
Публикация «Фронтальное занятие „Способы Словообразования“ в старшей группе для детей с ТНР, Формирование лексико-грамматических категорий» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
6. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением
Оборудование.
Картина с изображением лесной полянки. Магнитная доска, набор магнитов. Плоскостные изображения лисы, белки, волка, медведя, ежа. Игрушки – заяц, лось. Разрезные на 4 части картинки с изображением фруктов, ягод.
Контурные изображения яблок, груш, малины, земляники, грибов (на каждого ребенка). Цветные карандаши.
1. Организационный момент.
Логопед: Приглашаю вас, ребята, в волшебный лес. Но чтобы попасть в него, надо ласково назвать кого-нибудь из детей группы по имени :
Дидактическое упражнение «Ласковые имена» : Кирилл – Кирюша, Соня – Сонечка, Маша – Машенька и т. д.
2. Логосказка «Лесная сказка»
Логопед выставляет на стол игрушки – зайца и лося.
Логопед: Как-то на зеленую лесную поляну прискакал серый заяц и стал хвастаться перед лесными жителями, собравшимися под старой раскидистой елью :
-Я не заяц, я зайчище.
У меня не глаза, а глазищи,
Не зубы, а зубищи,
не усы, а усищи,
не хвост, а хвостище,
не лапы, а лапищи.
Старый мудрый лось услышал зайца и очень удивился.
-Какой же ты заяц хвастунишка. Ты же маленький. Ребята, как правильно должен был сказать заяц о себе?
Логопед начинает предложение, дети его заканчивают:
У тебя не глазищи, а ….(глазки)
не зубищи, а ….(зубки)
не усища, а…., (усики)
не хвостище, а ….(хвостик,
не лапищи, а ….(лапочки).
Стало зайцу стыдно и решил он, что никогда больше не будет хвастаться.
Логопед:Внезапно подул ветер и пошел сильный дождь
3. Пальчиковая гимнастика:
Капля, раз, капля два, пальчиком правой руки
Капли медленно сперва, медленно постукивают
Стали капли поспевать, по ладошке левой руки.
Капля каплю догонять: Темп постепенно ускоряется.
Кап-кап-кап….
Попрятались звери кто куда.
Логопед: Еж спрятался под корнями старой ели. Но дождик быстро закончился, он отправился искать друзей. Ребята, давайте поможем ему найти их.
(Дети отвечают);
-Я вижу заячьи уши. Значит за кустом спрятался заяц…
-Я вижу беличий хвост. Значит, в дупле сидит белка.
- Я вижу лисью голову. Значит в норе прячется лиса.
- Я вижу медвежью спину. Значит в малине сидит медведь.
Логопед: Позовем их к нам ласково.
4. Дидактическая игра «Скажи ласково».
Заяц-зайчик, лиса-лисичка, волк – волчок, еж – ежик, кабан – кабанчик, белка – белочка, лиса-лисичка. (магнитной доске вывешиваются карточки с изображениями «найденных» животных).
5. Дидактическая игра «Плоды»
Логопед. Ребята, в конвертах, которые лежат перед вами на столах, нарисованы любимые лакомства лесных жителей. Но дождь намочил бумагу и ветер разорвал их. Нужно правильно сложить и назвать лакомства диких животных.
Дети складывают разрезные картинки и составляют словосочетания : красное яблоко, красная малина, коричневая шишка, коричневые желуди, коричневый гриб, красная земляника, красная груша, желтая слива и т. д.
Логопед. Молодцы, все правильно сделали. А теперь можно и отдохнуть под этой старой елью.
6. Физкультминутка. «В зеленом лесу»
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Дети маршируют.
Зеленый листок, как флажок, я несу. Вытягивают правую руку вперед.
Зеленая шишка под елкой лежит. Наклон вперед, берут «шишку»
Зеленая музыка где-то звучит. прикладывают правую ладошку к правому уху, затем левую к левому.
Зеленый кузнечик в зеленой траве Прыжки на двух ногах.
играет зеленую песенку мне Имитируют игру на скрипке.
Логопед: Ой, белочка, почему ты грустишь?
Белочка: «Дождик смыл краски с рисунков, и они стали бесцветными и некрасивыми».
(На столах детей лежат карточки с контурными изображениями овощей и фруктов и разноцветные кружки).
Дети раскрашивают картинки устно. Например, ребенок говорит «Это зеленый огурец, зеленая капуста, зеленый перец, зеленый горох, зеленое яблоко и т. д».
Логопед: Хорошо в лесу! Но пора и возвращаться. Мудрый лось предупредил меня, что вернуться мы сможем, если правильно выполним его задание.
8. Дидактическая игра «Чей, чья, чье?»
Логопед. Загадайте какое-нибудь дикое животное. Из этого набора кругов и треугольников выберите те фигуры, цвет которых соответствует окраске задуманного вами животного.
Например, оранжевый круг, оранжевый овал, оранжевые треугольники. Ребенок вешает на магнитной доске круг – и говорит: «Это лиса». Затем прикладывает к кругу овал – рыжий лисий хвост, треугольники - рыжие лисьи уши, рыжие лисьи лапы.
Второй ребенок - серый волк- серый волчий хвост, серая волчья лапа, серое волчье ухо и т. д.
9. Итог. Логопед: Мы снова дома. Что вам запомнилось больше всего? (Дети вспоминают, кого они видели на лесной полянке и в какие игры играли) А что понравилось? (Ответы детей). Давайте все это расскажем тем ребятам, которых не было с нами!