Елена Шляхтенко
Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование лексико – грамматических средств языка
Коррекционно - образовательные задачи:
Обобщить знания детей по теме «Зима», уточнить признаки зимы, учить образовывать относительные прилагательные; слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами, закреплять навык находить родственное слово, употребление предлогов на, за, под. Актуализировать знания о животных, о зимних видах деятельности людей, познакомить детей с зимующими птицами, с их голосами.
Коррекционно - развивающие задачи:
Публикация «Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по теме „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивать активный словарь (глагольную лексику, обобщающие понятия, чувство рифмы, память, внимание, мышление детей; фонематический слух.
Коррекционно - воспитательные задачи:
Воспитывать у детей интегративные качества – быть эмоционально отзывчивыми, любознательными, иметь первичные представления о природе, умение видеть красоту зимней природы.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу.
Логопед:
-Ребятки, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. А теперь давайте поприветствуем друг друга.
Крепко за руки возьмёмся. Берутся за руки.
И друг другу улыбнёмся. Улыбаются.
Мы с вами вновь отправляемся в волшебную страну красивой речи, в этой стране все стараются и учатся красиво говорить. Но вначале выполним зарядку для язычка. Ведь для того, чтобы научится красиво говорить, мы должны повторить нашу гимнастику каждый день. Артикуляционная гимнастика за столами с показом упражнений. Помним про нашу игру. (Игра «Собираем украшения для елки». Кто стараться будет лучше всех соберет больше украшений для новогодней елки и елочка будет у того самая нарядная и красивая.)
А теперь отправляемся в нашу страну, а поможет нам попасть туда волшебная палочка и волшебные слова. А волшебными словами будет наше правило красивой речи. Сейчас я вспомню эти слова, а потом мы все вместе их повторим.
А теперь вместе:
Красиво будем говорить
Не торопиться, не спешить!
И будет наша речь красивой,
И чистой, и не торопливой. Раз, два, три палочка волшебная в страну красивой речи детей с ласковыми именами перенеси. А до каждого дотрагиваюсь волшебной палочкой, а вы называете свое имя ласково и проходите на свой стульчик.
2. Основная часть.
Вот и наша волшебная страна, в которой мы учимся красиво говорить, посмотрите как красиво: елочка, снежинки, а о чем же мы с вами сегодня поговорим? Кто догадается когда это бывает?
Наступили холода,
Обернулась в лед вода. Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым. Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.. Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? Ребята, правильно, мы поговорим о зиме.
А теперь я вам предлагаю отгадать загадку
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год.
(Декабрь)
А еще какие месяцы зимние вы знаете?
Ребята, а все ли мы знаем о зиме? Ветерок принес снежинки, вот какие. Какие скажите мне (большие и маленькие).Мы будем играть со снежинками. Сейчас мы проверим, я предлагаю вам выполнить вот такие задания. Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз.
Ребята, а для чего же ветерок принес нам большие снежинки. Посмотрите, их ветерок разбросал. Ой, да они же не простые, на них всякие игры и задания. Да, на них еще и цифры стоят. Поиграем? Я предлагаю подойти Саше к столу и взять снежинку с цифрой 1
1. На картинку посмотри и словечко доскажи
Тихо, тихо, как во сне падает на землю. (снег) (щелчок).
С неба все скользят пушинки - серебристые. (снежинки) (щелчок).
Вот веселье для ребят - все сильнее. (снегопад) (щелчок).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (снежки) (щелчок).
Словно в белый пуховик нарядился. (снеговик) (щелчок).
Рядом снежная фигурка - это девочка -. (снегурка) (щелчок).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой. (снегири) (щелчок).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил. (снег) (щелчок).
- А теперь еще раз внимательно послушайте какие слова мы добавляли, дети снова называют картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).
- На какое слово все эти слова похожи? Какое слово объединяет все эти слова? (Снег) Да, все эти слова объединяет слово снег.
- Подберите слова к слову «снег», какой снег? Логопед бросает снежный ком с вопросом: какой снег (белый, рассыпчатый, холодный, пушистый, легкий, воздушный.)
-Ваня, возьми снежинку под номером 2, где она лежит? Откуда ты ее взял?
Ты в мешочек загляни, посмотри кто там лежит. А теперь не унывай, детенышей животных называй.
Еще раз на животных посмотри, кто здесь? А теперь кого не стало назови.
(Ответы детей). – Назовите животных, которых вы видите? (Дети называют изображения, меняющиеся по щелчку: медведь)
Оказывается эти животные зимой спят.
Полина, возьми снежинку под номером 3, где ты ее взяла?
Вот какое вам заданье —
На зимнее снежное, белое внимание!
Я буду много чего называть,
А вы будете белое лишь узнавать!
Скажу про белое и снежное — хлопайте,
А как про что другое — топайте!
Зима… Снежок… Книжка… Сосулька… Зайчик… Лисичка… Сугроб… Сосиска… Автобус… Чайка… Льдинка… Машина… Яблоко… Конфета… Борода Деда Мороза, Снег.
Со мной, ребята, поиграйте,
Движенья дружно повторяйте!
Со мной, ребята, поиграйте,
Движенья дружно повторяйте!
Погулять пошли мы в лес (шагаем на месте,
Полный сказочных чудес.
По сугробам мы шагаем,
Выше ноги поднимаем. (Шагаем, высоко поднимая ноги.)
В руки снега наберем (наклоняемся)
И снежки лепить начнем («лепим» снежки,
Кинем их вперед скорей,
Испугаем всех зверей. (Выбрасываем вперед правую руку.)
Нам теперь согреться нужно,
Потрем свои ладошки дружно (потираем ладошки,
Снежинка под номером 4.
Ты внимательно послушай, да смотри, не зевай, чей это голос угадай.
Ребята, это птичий голос.
- А вы знаете какие птицы не улетают в теплые края, а остаются у нас зимовать? (Ответы детей). Назовите птиц, появляющихся на экране (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока, голубь). А вы знаете кто как голос подает? Воробей чирикает. Что делает воробей? Вот послушайте. Ворона каркает. Что делает ворона? Вот послушайте. Сорока трещит. Что делает сорока? А голубь воркует. Что делает голубь? А теперь еще раз послушайте, угадайте чей это голос?
Снежинка по номером 5. Ты картинки рассмотри, чем люди занимаются зимой расскажи. Только ты не скучай, полным предложением отвечай. Посмотрим, ответим
- А чем занимаются люди зимой? (Ответы детей, по щелчку появляются изображения – дети называют: катаются на коньках, лыжах, санках, лепят снеговиков, играют в снежки, кормят птиц).
Но вот и подходит наше занятие к концу. Все задания мы с вами выполнили в нашей стране, старались говорить красиво, Вам понравились игры со снежинками. Какая игра кому больше всего понравилась. Мне тоже очень понравилось как вы говорили, старались выполняли задания. И за ваше старание в волшебной стране приготовлены подарки: вот такие снежинки, которыми вы украсите наши елочки. Нам пора отправляться из нашей волшебной страны. Палочка волшебная раз, два, три, в детский садик нас верни. Наше занятие окончено, положите снежинки каждый на свою елочку, потом я помогу вам их приклеить.