Эльвира Лебедева
Ландшафтный стол, как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ландшафтный стол
как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей
дошкольного возраста
Социальное развитие ребенка дошкольного возраста – процесс, в течение которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Позитивная социализация формируется только в благоприятных условиях и выступает основой для гармоничного развития личности ребенка и своевременного освоения различных его навыков, в том числе, социальных.
Публикация «Ландшафтный стол, как один из ресурсов формирования позитивной социализации детей дошкольного возраста» размещена в разделах
При этом важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы поведения, а трансформировал их в личностные смыслы, ценности, реализуемые в формах гражданского и социального поведения.
Позитивная социализация основана на получении нового опыта с радостью и удовольствием благодаря положительным подкреплениям, поощрениям, приятным эмоциям. Этот опыт представлен в тесной взаимосвязи четырёх компонентов: социальные навыки, специфические знания, социальные качества, ролевое поведение.
Освоение позитивного ролевого поведения у дошкольника проходит через игру. Игра – не развлечение, а особый метод приобретения социальных отношений, в которых моделируются правильные формы поведения ребенка. Для правильного социального развития детей, требуется использовать современные методы. Ландшафтный стол – это удобный способ моделирования ситуации и объяснения их детям.
Вашему вниманию представляем опыт формирования позитивной социализации дошкольника через игру на ландшафтном столе. Ландшафтный стол «Приоритет» представляет собой широкое поле «общения» ребенка с деталями-манипулятивами, и предназначен не только для развития и коррекции поведения у детей дошкольного возраста, но и способствует обогащению внимания, памяти, а также развитию речи.
Работа с ландшафтным столом начинается с изучения и исследования деталей, выделения форм и поверхности предметов, сравнения деталей-фигур по сенсорным признакам (цвет, форма, величина, тактильные качества). Во время организации игры у детей формируется умение понимать и использовать инструкцию, овладевать четким, понятным алгоритмом действия.
Дети учатся использовать полученный опыт. Переходят к сознательной, целенаправленной работе с игровым столом.
Ландшафтный стол позволяет выстраивать индивидуальную работу с ребенком в соответствии с его возможностями и потребностями, а также дает возможность организовать взаимодействие ребенка со сверстниками или взрослыми (дети могут играть каждый за себя, а могут организовать команды).
Во время игр дети самостоятельно создают желаемый ландшафт и управляют дизайном. Они выстраивают дома, ограждения, зелень, парки и многое другое для организации сюжетных игр, таких как «Зоопарк», «Город», «У бабушки в деревне», «Ферма» и т. д. Ландшафтный стол позволяет создать сюжетно-ролевую модель проблемной ситуации, выход из которой дети находят самостоятельно, при этом у них формируется умение взаимодействия в группе и навык общения со сверстниками и взрослыми.
В условиях дошкольного детства, позитивная социализация зависит не только от педагогов детского сада, но и от родителей, которые являются образцом взаимодействия с социумом.
Проигрывание проблемных ситуаций позволяет ориентироваться на интересы и возможности каждого ребенка.
Накопление самостоятельного социального опыта, и опыта, полученного под руководством значимых взрослых, способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника, его дальнейшей, успешной подготовки к обучению в школе, а позднее - взрослой жизни.
В процессе организации игр на ландшафтном столе у детей формируются способности договариваться и разрешать конфликты, умение учитывать интересы друг друга и принимать правила и социальные нормы, принятые в обществе.